Перейти к основному содержимому

Методика преподавания истории России в школе GOU

Описание

Курс по методике преподавания истории предназначен для учителей и преподавателей истории и других общественных дисциплин, методистов в социально-гуманитарной области, руководителей образовательных организаций и их заместителей по учебной работе.

История является одним из базовых учебных предметов для гражданского становления личности, духовно-нравственного развития, выстраивания ценностных жизненных ориентиров. Как сделать преподавание истории не только содержательным, но и увлекательным, вызывающим интерес у каждого школьника, независимо от его склонностей и способностей. Понимание исторических событий – залог будущего процветания страны и общества. История не должна ассоциироваться у молодых людей с давно ушедшими и никому не интересными временами. Важно, чтобы героические и трагические уроки истории являлись опытом, на котором молодое поколение граждан сможет избежать ошибок и станет достойным продолжателем дел предков. Поэтому надо сделать этот учебный предмет интересным, развивающим мышление, познавательным, вовлекающим в обсуждения, открывающим бесконечные горизонты для путешествия в историческом пространстве.

Каковы задачи современного учителя истории? На наш взгляд, это, как минимум:

  • создавать условия для расширения исторического кругозора и формирования исторической памяти у молодого поколения российских граждан;
  • превращать содержание истории в эмоциональное переживание произошедших событий и дел предков, вызывая чувство сопричастности к историческому пути страны;
  • помогать различать факты и мнения, занимать собственную позицию, основываясь на достоверной информации и тщательной исторической экспертизе;
  • осуществлять руководство по разработке проектов, связанных с исторической памятью и изучением повседневной жизни людей разных эпох;
  • воспитывать ответственное отношение к жизни страны и любовь к Отечеству.
О том, как достичь высокого профессионализма на этом пути – наш курс. Главным отличием предлагаемого курса от подобных программ, которые можно встретить в Интернете, является диалоговый режим общения, акцентированная практическая направленность, методическая конкретность, возможность применения предлагаемых приемов и методов, высокая степень универсальности материалов, позволяющих их не только переносить на разные темы в преподавании истории, но и использовать в других учебных предметах. В курсе нет менторства и наукообразия, а выстраивается подход, основанный на Сократических беседах, позволяющих каждому участнику найти собственные смыслы и ценности в предлагаемых материалах.  

Содержание курса отходит от традиционной схемы и включает следующие темы, имеющие практическую значимость и новизну:

  • Общие вопросы методики преподавания истории – активная, пассивная и интерактивная стратегии преподавания; образовательные технологии, требования к современному занятию.
  • Мотивация на уроках истории.
  • Сравнительные подходы в преподавании истории. «Зеркало», «Перекресток», «Цепочка», «Альтернативы».
  • Работа с документом и использование вопросов.
  • Понятия и визуальные образы в преподавании истории.
  • Дискуссии и проекты.
  • Структурирование материала и выводы (итоги): цивилизационно-историческая карта; содержательные результаты занятия.
  • Рефлексия.
  Цель курса: Способствовать профессиональному развитию учителей истории и дисциплин социально-гуманитарного цикла через освоение методов и приемов, позволяющих проводить занятия на высоком уровне, использовать их в своей педагогической практике.  

Планируемые результаты: В результате освоения курса участники смогут:

  • выделять основные блоки занятия с точки зрения современных требований к их результативности и эффективности;
  • повысить мотивацию школьников к изучению истории через использование предлагаемых приемов и методов;
  • проводить экспертную оценку собственных уроков и занятий своих коллег;
  • использовать сравнительные подходы в преподавании истории;
  • разрабатывать собственные занятия с использованием предложенного блочно-модульного конструктора;
  • поддерживать проектную деятельность обучающихся на уроках истории.
  Необходимые базовые знания: Для освоения курса слушателям необходимо знать основы исторических знаний, понимать методические подходы к преподаванию в современной школе, иметь представления о нормативно-правовой базе и требованиях, связанных с изучением истории в школе.  

Продолжительность курса: 8 недель, 72 часа.  

Учебная нагрузка: 9 часов в неделю.  

Автор курса:

Иоффе Андрей Наумович – доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, один из авторов учебников по обществознанию (5, 8 и 9 классов), которые получали гриф «Допущено» Министерства образования и науки РФ.

  • Один из авторов материалов воспитательного курса «Я – гражданин России. 5-7 классы» («Книга для учителя» и «Книга для учащихся»), вышедших в издательстве «Просвещение» в 2009 г.
  • Автор методических пособий, программ и статей по теоретическим аспектам и методике преподавания истории и обществознания (более 100 статей и более 60 методических материалов).
  • Автор статей в «Учительской газете» в рубрике «Образовательные технологии».
  • Председатель жюри Московского городского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России».
  • Эксперт международной программы по оценке качества граждановедческого образования ICCS. Эксперт Совета Европы и тренер в программе «Демократия в школе». Член жюри конкурса «Учитель года России».
  • Преподаватель, который проводил занятия для педагогов в 74 субъектах Российской Федерации, а также участвовавших в международных программах.
Учебный план  Курс состоит из 8 модулей; на освоение материала каждой лекции дается 1 неделя.
  1. Общие вопросы методики преподавания истории.
  2. Мотивация на уроках истории.
  3. Сравнительные подходы в преподавании истории.
  4. Работа с документом и использование вопросов.
  5. Понятия и визуальные образы в преподавании истории.
  6. Дискуссии и проекты.
  7. Цивилизационно-историческая карта и содержательные результаты занятий по истории.
  8. Рефлексия.
  Список рекомендуемой литературы:
  • Данилов А.Г. Альтернативы в истории России: миф или реальность (XIV – XIX вв). – Р-н-Д.: Феникс, 2007.
  • Димова И.Г., Иоффе А.Н. «Пеликан живет и развивается». - Учительская газета. №24 от 17 июня 2014 года.
  • Жуковский С.Т., Жуковская И.Г. Россия в истории мировой цивилизации. IX-XX вв.: Учебное пособие для средних специальных и общеобразовательных учебных заведений. – М.: Школьная Пресса, 2000.
  • Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся / Преподавание истории в школе. – 2012. - №1.
  • Иоффе А.Н. Современный урок по общественным дисциплинам: планирование и принципы. Общественные науки. – 2012, Выпуск 1.
  • Иоффе А.Н. Цивилизационная карта как системный подход к пониманию учащимися смысла исторических событий. - Преподавание истории в школе. – 2016. - №9.
  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2001.
  • Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках историю – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  • Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004.
  • Внести в список