Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео
ОПИСАНИЕ
КУРСА

Общая продолжительность курса — 72 часа, 10 недель.


Образовательная программа «Что экономисту нужно знать о данных…» состоит из 8 разделов (модулей). В каждом модуле — видеолекции ведущего курс преподавателя, презентации по теме и дополнительные информационные и методические материалы. Модули программы открываются для изучения поочередно, в начале каждой недели. Освоение курса предполагает промежуточное и итоговое тестирование по изученным темам.


Цель освоения курса: познакомить слушателей с такой областью экономики и статистики, как построение экономических индикаторов. На нескольких ключевых примерах преподаватель покажет операционализацию теоретических понятий в конкретные статистические показатели, обращая внимание на возможности и ограничения данных показателей при анализе социально-экономических явлений.


В результате освоения курса слушатели программы должны будут:

Знать: принципы методологии построения отдельных социально-экономических показателей (ВВП и другие меры экономического прогресса, ИПЦ, показатели развития человеческого капитала, индексы благосостояния, бедности и неравенства), которые используют статистические агентства и международные организации, являющиеся основными поставщиками социально-экономических индикаторов и показателей, естественные ограничения используемой методологии и последствия данных ограничений для применения показателей в прикладных исследованиях, возможности альтернативных количественных оценок социально-экономических явлений;

Уметь: выбирать количественные меры социально-экономических явлений, соответствующие задачам прикладных исследований, сопоставлять и интерпретировать результаты использования нескольких альтернативных показателей; искать количественную информацию об экономических и социальных процессах, необходимой для прикладных исследований, представлять ее в удобной для восприятия форме.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
«Статистические данные: зачем они и где их взять?»
В лекции рассматривается специфика измерений социально-экономических явлений и получения статистических показателей, проводится обзор тем, которые будут рассмотрены на протяжении курса. В лекции будут представлены некоторые источники социально-экономических данных, например, Единая межведомственная информационно – статистическая система России, база данных публикаций Росстата, Индикаторы мирового развития Всемирного банка, в презентации к лекции содержатся пояснения о работе с этими источниками, а также приведены ссылки на другие источники данных, сгруппированные по темам. В лекции приводятся общие рекомендации по работе с базами статистических данных.

2.
2.
«Представление статистических данных: описание и визуализация»
Лекция содержит советы по подготовке текста эмпирической работы по экономике, представлению используемых данных и результатов исследования в виде графиков и таблиц. Презентация лекции содержит ссылки на литературу с рекомендациями по написанию эмпирических работ по экономике.
3.
3.
«Индексы цен в теории и на практике»
В лекции вводятся основания аксиоматического подхода к построению индексов цен, рассматриваются конкретные формы взвешенных и невзвешенных индексов цен. Дается обзор методологии измерения Индекса потребительских цен, обсуждаются ограничения и недостатки ИПЦ: влияние выбора формулы, структуры потребительской корзины, охвата товаров-представителей для фиксации цен, изменения качества товаров и услуг.
4.
4.
«ВВП: обзор методологических и концептуальных сложностей»
В лекциях этой темы мы разберем, что представляет собой ВВП и принципы измерения номинального, реального ВВП и темпа роста ВВП статистическими агентствами. Мы постараемся понять, зачем при измерении ВВП используются индексы с переменной базой (цепные индексы, chain indices). Затем мы рассмотрим ограничения ВВП как как агрегированной меры экономической активности и познакомимся с критикой ВВП как меры развития и благосостояния.
5.
5.
«Учет истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды при измерении экономического развития».
Мы познакомимся с принципами учета истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды при измерении национального богатства и экономического развития на примере методологии Всемирного банка для исчисления агрегата «Национальное богатство».
6.
6.
«Международные сопоставления и паритет покупательной способности»
Мы рассмотрим проблему международных сопоставлений стоимостных макроэкономических показателей, обсудим способы перевода этих показателей в единую валюту и проведем обзор методологии построения паритетов покупательной способности Программы международных сопоставлений Всемирного банка.
7.
7.
«Измерение благосостояния и бедности»
В лекциях данной темы мы рассмотрим подходы к измерению бедности: монетарный, многомерный и субъективный. Обсудим обследования населения как основу для измерения бедности и благосостояния. Познакомимся с методами установления черты бедности, таким понятием, как шкалы эквивалентности и обсудим построение таких индексов бедности, как доля бедных, дефицит бедности, острота бедности.
8.
8.
«Измерение человеческого капитала»
В лекции мы рассмотрим подходы к измерению человеческого капитала: по затраченным ресурсам, по характеристикам населения, по результатам деятельности экономических агентов, а также обсудим плюсы и минусы этих подходов.
Юлия Владимировна Раскина
Преподаватель
Доцент факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге. Область научных интересов: экономика здоровья, бедность и экономическое неравенство, экологическая экономика. Среди преподаваемых курсов за последние годы – эконометрика, экономика здоровья и здравоохранения, измерения в экономике (уровень магистратуры), а также руководство исследовательской практикой и научной работой магистрантов

ДРУГИЕ КУРСЫ
ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА