Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, аспирантов, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
1500 ₽
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
ДЛЯ КОГО
ЭТОТ КУРС?
Целями освоения программы являются:
→ познакомить слушателей с основными терминами исследований памяти и исследований медиа, обсудить потенциал совмещения двух исследовательских фокусов, проанализировать базовые работы по этой проблематике
→ показать возможности использования теоретических разработок этого направления в конкретных гуманитарных исследованиях
→ расширить представление слушателей относительно возможных тем исследования и исследовательских приемов, используемых в современных гуманитарных науках
→ познакомить слушателей с приемами анализа дигитализированных медиа памяти
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Слушатель в результате освоения программы должен будет
уметь:
→ анализировать литературу по тематике культурной памяти и медиа
→ интерпретировать исторические источники, опираясь на методы memory studies и media studies
→ рецензировать исторические исследования

знать:
→ классические и современные подходы к изучению культурной памяти и медиа памяти
→ историю дискуссии о медиа памяти как отдельного самостоятельного исследовательского направления
→ основные подходы к интерпретации и анализу медиа памяти

Для кого этот курс: Эта программа повышения квалификации предназначена прежде всего для преподавателей вузов, ведущих свои исследования в области гуманитарных наук и желающим углубить свои знания о подходах к исследованию культурной памяти, а также школьным учителям истории и обществознания. Не менее полезна тема будет и для тех, кто работает с прошлым вне академической среды: работникам музеев, сотрудникам некоммерческих организаций и журналистам.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео

Продолжительность курса

48 часов

8 недель

Образовательная программа состоит из 8 разделов (модулей)

в каждом модуле – две видеолекции, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

в качестве еженедельных заданий выступают тесты или открытые задания

По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить два вида сертификатов:

— Электронный сертификат STEPIK и Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификация публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: Если вы учитель, студент (от 18 лет), аспирант, сотрудник музеев и библиотек вам предоставляется доступ к курсу по льготной стоимости (1500 рублей), также мы предоставляем бесплатный доступ для всех преподавателей ВУЗов и ССУЗов. Для получения скидки мы просим вас прислать на наш электронный адрес info@gaidaruniversity.ru документы, подтверждающие место работы или учебы (это может быть фото/скан студенческого билета, удостоверения преподавателя или справка с места работы). И в течение пары дней мы вышлем вам персональную ссылку для льготного доступа к курсу.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Основные понятия memory studies и media studies
Лекция строится как обзор ключевых понятий и концепций, выработанных в процессе независимого существований двух направлений – исследований памяти и исследований медиа. Мы обсудим краткую историю развития обоих исследовательских полей, остановимся на основных именах от М. Хальбвакса до Джеффри Олика и от до М. Маклюэна до Зигфрида Шмидта, проанализируем основные точки пересечения двух полей. В лекции будет поставлен вопрос о том, почему подход media memory возник только в начале 2000-х гг. и каковы перспективы его развития.
2.
2.
Media memory как новое направление
В лекции будет проанализировано возникновение исследований медиа памяти как самостоятельного направления внутри memory studies. Мы обсудим дискуссию об основном термине – media memory/ media and memory/ mediated memory, происходившую в течение 2000-х гг. Также мы подробно разберем взгляды «оптимистов», предполагающих, что медийная память является ключом к достижению социальной гармонии, и «пессимистов», обвиняющих процессы медиализации памяти в тривиализации и коммерциализации прошлого. В лекции будет поставлен вопрос, являются ли направление media memory самостоятельным исследовательским полем, обсуждены такие признаки поля как единство понятийного аппарата, методологии, определенность объекта исследования, уровень институционального развития направления, способность выработать критерии оценки результатов. В финале слушателям будет задан вопрос о перспективах развития этого исследовательского поля и возможных темах исследований внутри него.
3.
3.
Динамика памяти: премедиация, ремедиация, гипермедиация
Лекция посвящена новому взгляду на культурную память, как на динамический процесс «вспоминания», подвергающий ревизии более раннее статическое представление о памяти. Мы проанализируем понятия премедиации, ремедиации и гипермедиации, предложенные Болтером и Грусиным, в качестве ключевых способов осмысления динамика памяти через двойную логику медиации. Специально будут рассмотрены исследования памяти, выполненные в русле этой подхода, в первую очередь работы немецкой исследовательницы Астрид Эрлл. Отдельно мы поговорим диспозитиве памяти (Фуко) как альтернативе теории ремедиации.
4.
4.
Ландшафты памяти
Эта лекция построена вокруг обсуждения ландшафта как посредника памяти. Мы обсудим разные подходы к изучению мнемонических ландшафтов и разных определениях основного термина. Затем на примере нескольких исследований рассмотрим разные подходы к изучению объектов, которые можно интерпретировать как ландшафты памяти – от мемориальных комплексов до городской архитектуры. В лекции будет задан вопрос о возможности сочетания материальных и нарративных источников при исследовании ландшафта как медиа памяти.
5.
5.
Материальная память: вещи как посредники памяти
В этой лекции мы начнем разговор о недискурсивных медиаторах памяти. В лекции будет дан обзор основных концепций и подходов к материальной памяти, показан сложных механизм взаимодействия вещей, способных быть «триггерами» воспоминаний и их посредниками. Специально мы обсудим работы, выполненные в рамках этого подхода – от изучения чернил и перьевых ручек как «триггеров» воспоминаний о школьной жизни, до экспозиции музея 9/11 в США. Основная тема лекции: вещи не являются нейтральными или пассивными контейнерами воспоминаний, но сами участвуют в процессе производства культурной памяти.
6.
6.
Фотография как медиа памяти
7.
7.
Первый очерк истории? Журналистика как объект изучения media memory
В лекции на примере исследований журналистики как основного медиатора между настоящим и прошлым будут показаны различные подходы, используемые внутри направления media memory. Мы остановимся на классических работах Барби Зелизер, Эндрю Хоскинса и Андреаса Хюссена о журналистике как о «первом очерке истории». В этой лекции будут разобраны разные медийные продукты – от радиовещания и репортажной фотографии до новостных сюжетов для телевидения. Таким образом, слушатели смогут оценить потенциал разных по характеру исторических источников, объединенных общим функционалом
8.
8.
Дигитализация и современная память
В лекции будет рассмотрено одно из наиболее динамичных направлений последнего десятилетия внутри media memory – digital memory. Мы начнем с обсуждения дискуссии о том, являются ли электронные медиа уникальными или подчиняются тем же законам, что и аналоговые и, следовательно, могут быть исследованы в рамках обычных подходов media memory. В лекции будут раскрыты основные функции электронных посредников памяти, а также проанализированы примеры исследований
Юлия Александровна Сафронова
Преподаватель
кандидат исторических наук, доцент факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге,
автор учебного пособия «Историческая память: введение». СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019.

ДРУГИЕ КУРСЫ
ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА