Перейти к основному содержимому

Введение в Memory Studies GOU

Запись на курс закрыта

«ВВЕДЕНИЕ В MEMORY STUDIES »

08 апреля Открытый университет Егора Гайдара открывает новую образовательную программу повышения квалификации для вузовских преподавателей истории, а также для школьных учителей истории и обществознания.

  • Общая продолжительность курса – 48 часов, 8 недель
  • Обучение бесплатное
  • Программа состоит из 8 разделов (модулей), информация по каждому публикуется раз в неделю - в каждом модуле две видеолекции, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

Входные требования и необходимые базовые знания: уровень образования – не ниже бакалавриата. При этом студенты-бакалавры также могут пройти полное обучение по программе, они не могут лишь претендовать на получение Удостоверения о повышении квалификации.

По каждому модулю слушатели получают задание , связанное с рассмотренной темой. В качестве еженедельного задания служат тесты и короткие ээсе, оцениваемые самими слушателями в формате взаимного оценивания. После 8 модуля предполагается итоговая аттестация – эссе по тематике образовательной программы.

Содержание курса

- Memory studies как исследовательское поле

- Коллективная память: Морис Хальбвакс и «Социальные рамки памяти»

- Концепция «мест памяти» Пьера Нора

- Культурная память. Ян и Алейда Ассман

- Проблематика национальной памяти: «воображаемые сообщества» и «изобретенные традиции

- Культурная травма и культурная память

- Медиа памяти: институты, формы и практики

- Использование прошлого: политика памяти, историческая политика, публичная история

Преподаватель:

Юлия Александровна Сафронова – доцент факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор учебного пособия « Историческая память: введение». СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019.

Описание курса

Проблематика, заключенная в треугольнике «история-память-общество», превратилась в одну из наиболее интенсивно развивающихся областей междисциплинарного знания социальных и гуманитарных наук. Работы, объединяемые исследовательским полем memory studies, охватывают практики коммеморации, использование образов прошлого при формировании коллективной идентичности, деятельность различных «институтов памяти» (музеев, институтов национальной памяти, комиссий по изучению различных трагических событий прошлого и т.д.), механизмы общественных дебатов о прошлом, методы работы СМИ в этой сфере, преподавание истории в учебных заведениях и т.д. Об успехе этого направления свидетельствует его институционализация: издается два высокорейтинговых международных журнала, основываются исследовательские ассоциации, открываются научные центры и учебные программы.

Задача курса – сориентировать слушателей в основных подходах, существующих внутри memory studies, помочь с выбором темы и методологии собственного исследования. Курс знакомит слушателей с этапами развития исследований памяти, базовыми текстами, сформировавшими это направление, ключевыми темами в изучении памяти, современными дискуссиями и новыми подходами. Мы обсудим историю исследований памяти гуманитарными науками от А. Бергсона, А. Варбурга, М. Хальбвакса до наших дней и проанализируем три волны в memory studies, рассмотрим причины «мемориального бума» 1980-х гг. и признаки «кризиса» начала 2000-х. Курс предполагает чтение и обсуждение наиболее влиятельных текстов о памяти (М. Хальбвакса, Э. Ренана, Я и А. Ассманов, П. Нора). Мы также будем говорить о взаимоотношениях истории / историографии и памяти; различиях и сходствах концепций коллективной, культурной, социальной памяти, рассмотрим проблематику этничности и нациестроительства в связи с исторической памятью, остановимся на концепции культурной травмы, обсудим отношения памяти и медиа, а также различные способы инструментализации прошлого. В начале и в финале курса перед слушателями будет поставлен вопрос, являются ли memory studies самостоятельным исследовательским полем?