Введение в теорию экономического роста
9 ноября 2020 года откроется программа повышения квалификации Открытого университета Егора Гайдара «Введение в теорию экономического роста».
Регистрация на программу – до 30 ноября
Обучение осуществляется на безвозмездной основе.
Данный запуск курса предполагает выдачу только электронного сертификата Открытого университета Егора Гайдара о прохождении курса.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:
Заочная с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ программы:
72 часа, 6 недель.
ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ 6 РАЗДЕЛОВ (МОДУЛЕЙ).
В каждом модуле — две видеолекции преподавателя, ведущего курс, презентация
по теме, дополнительные методические материалы и тестовое задание по теме
модуля. Итоговая аттестация по программе – тест по всей ее тематике.
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Цель программы — познакомить слушателей с базовыми идеями, концепциями и
моделями теории экономического роста, которые помогут пониманию основных
закономерностей и тенденций, связанных с экономическим развитием. В
результате освоения программы слушатели смогут составить представление о
фундаментальных процессах и явлениях, происходящих в экономиках разных
стран и приводящих к долгосрочному экономическому росту.
ВХОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И НЕОБХОДИМЫЕ БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ:
Уровень образования — не ниже бакалавриата. При этом студенты старших
курсов бакалавриата также могут пройти полное обучение по программе, они не
могут лишь претендовать на получение Удостоверения о повышении
квалификации.
Курс не требует предварительных знаний по предмету, хотя для полноценного
освоения курса желательно знание основ математического анализа. Тем не
менее, курс будет интересен не только бакалаврам и магистрам,
интересующимся экономической теорией, но и широкому кругу слушателей,
желающих получить представление о механизмах экономического развития.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ программы СЛУШАТЕЛЬ БУДЕТ:
Знать:
-
определение экономического роста и способы его измерения;
-
историю экономического роста;
-
основные факторы, влияющие на экономический рост;
-
основные методы моделирования экономического роста;
-
взаимосвязь между ростом и неравенством.
Уметь:
· применять изученные закономерности для анализа источников экономического
роста разных стран мира;
· объяснять различие между экзогенными и эндогенными моделями
экономического роста;
· использовать освоенные концепции и модели для формулирования гипотез
собственных теоретических и эмпирических исследований.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ программы
Программа посвящена обсуждению ряда вопросов:
- Что в экономической науке понимается под экономическим ростом?
- Каким образом его обычно измеряют и оценивают?
- Был ли экономический рост всегда, и можно ли ожидать, что он будет
продолжаться в дальнейшем?
- Какие именно факторы и каким образом влияют на экономический рост?
- Обилие природных ресурсов в стране — это благо или проклятие?
- Правда ли, что чем богаче страна, тем ниже в ней уровень экономического
неравенства?
УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
Тема 1. Вокруг ВВП.
Экономический рост и его показатели. Что такое ВВП? Что он измеряет и чего
не измеряет? Альтернативные показатели экономического развития. Делает ли
экономический рост нас счастливыми?
Тема 2. Экономический рост: вчера, сегодня, завтра.
Долгосрочный экономический рост в цифрах и фактах. История экономического
роста. Мировая экономика в 1–1800 гг. Мальтузианская ловушка. Единая теория
роста.
Тема 3. Стилизованные факты экономического роста.
Современный экономический рост: данные и тенденции. Основные факторы
производства: труд и физический капитал. Факторы, влияющие на экономический
рост. Образование и человеческий капитал. География и природные ресурсы.
Культурные особенности и институты.
Тема 4. Неоклассическая теория роста. Модель Солоу.
Накопление физического капитала как источник роста. Модель Солоу.
Конвергенция и преимущество догоняющего развития.
Тема 5. Модель Рамсея. Модели эндогенного роста.
Коэффициент дисконтирования и модель Рамсея. Экстерналия накопления
физического капитала: обучение на опыте (learning by doing) и AK-модель.
Накопление человеческого капитала: модель Лукаса. Государственные закупки:
модель Барро. Роль инноваций и НИОКР (R&D): модель Ромера.
Тема 6. Экономический рост и неравенство.
Экономическое неравенство в разных странах. Кривая Кузнеца. Теория Пикетти.
Взаимосвязь роста и неравенства.