Теория социальных порядков GOU

7 декабря 2020 года откроется электронный курс Открытого университета Егора Гайдара «Теория социальных порядков».
Регистрация на курс – до 28 декабря
Обучение осуществляется на безвозмездной основе
Курс опирается на две монографии: первая книга – это книга « Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества » Дугласа Норта, Джона Уоллиса и Барри Вайнгаста, а вторая – « Долгое время» Егора Гайдара, используются также еще две его работы: «Государство и эволюция» и «Смуты и институты».
Эти книги предполагают новый взгляд на ход истории, новую концепцию и периодизацию исторического развития. Самое важное в них то, что они предлагают отказаться от традиционной идеи прогресса, рассматривая историю развития человеческих сообществ как процесс с двусторонним движением, причем сообщества эти могут находиться как в состоянии поступательного, так и в состоянии попятного развития.
В курсе «Теория социальных порядков» предлагается новая периодизация истории, когда вся история человечества делится на три периода:
- первый период – это примитивный социальный порядок, первобытное, донеолитическое общество,
- второй период – это аграрные цивилизации, называемые Д.Нортом «естественным государством», или «порядком ограниченного доступа»,
- и, наконец, третий период – это современные государства, или, так называемый, порядок открытого доступа.
Между этими периодами лежат две технологические революции: неолитическая революция, которая привела к переходу от добывающих способов поддержания жизни к обработке земли и выращиванию скота, и современная научно-техническая и промышленная революция, которая привела к доминированию промышленности и к использованию науки в развитии сообществ.
В рамках изучения концепции социальных порядков, в курсе рассматриваются три страновых цивилизационных кейса. Первый – это Античность, и последовавшая за ней западно-европейская цивилизация, второй – это Китай, и особенно династия Сун, достигшая больших высот и в экономическом развитии, и в науке, и, наконец – Византия как продолжательница Римской цивилизации, развитие которой было прервано внешними вторжениями.
Тематический план курса:
Тема 1. Новая периодизация истории человечества и технологические революции.
Новая периодизация истории по Гайдару: неолитическая революция, аграрные цивилизации, современная промышленная и научно-техническая революция. Концепции исторического времени (линейное и цикличное). Парадокс неолитической революции. Золотой век.
Тема 2. Теория социальных порядков Дугласа Норта.
Порядки ограниченного и свободного доступа. Концепция государства у Норта. Насилие, ренты и элиты. Переход к порядку свободного доступа. Необходимые условия перехода. Нерешенные вопросы теории.
Тема 3. Античность и современный капитализм как общественно-политические мутации.
Аграрные цивилизации как историческая форма естественного государства. Предпосылки возникновения античного уклада. Сравнительные преимущества античного уклада и его нестабильность.
Влияние античности на возникновение европейской цивилизации и порядков открытого доступа.
Тема 4. Почему модернизация не произошла в Китае.
Китай как классическая централизованная аграрная империя. Историческое время в Китае. Династический цикл.
Высшая точка развития китайской цивилизации – империя Сун. Ряд характеристик современного общества. Причины неудачи в модернизации.
Тема 5. Византия как постантичное государство.
Византия как постантичное естественное государство. Предпосылки устойчивости системы. Византийский урок Тихона Шевкунова. Был ли это тупиковый путь?
Разработчик и преподаватель программы: Васильев Сергей Александрович, доктор экономических наук, научный руководитель ЗАО МЦСЭИ «Леонтьевский центр».