Перейти к основному содержимому

Как сделать научное исследование: методология, инструменты, методы MSU

«Как сделать научное исследование: методология, инструменты, методы»

7 октября 2019 года откроется программа повышения квалификации Открытого университета Егора Гайдара «Как сделать научное исследование: методология инструменты, методы». Программа предназначена для студентов и аспирантов, которые должны завершить обучение выпускной работой или диссертацией в области общественных наук, а также для преподавателей, которые руководят научными исследованиями студентов и аспирантов.

Регистрация на программу – до 21 октября на сайте Открытого университета Егора Гайдара http://gaidaruniversity.ru

Программа предлагает вам познакомиться с основами методологии проведения исследования, с некоторыми полезными инструментами, с популярными количественными и качественными методами исследования в общественных науках.

В силу своей продолжительности, эта программа по определению – обзорная, она не рассчитана на глубокое погружение в конкретные методы и инструменты. Более детальное знакомство с каждым из представляемых методов планирования и реализации научного проекта потребовало бы отдельного курса, и такие курсы и программы есть, в том числе и в онлайн формате. Мы же ставили своей задачей показать именно палитру методов исследования, максимально более полный спектр возможностей, которыми располагает ученый-обществовед.

В результате обучения вы сможете лучше:

- выбирать подходы, методы и инструменты для проведения своего научного исследования и/или организации исследовательской работы студентов,

- применять современные электронные программы для проведения качественных и количественных исследований: на примере статистического пакета, языка программирования, геоинформационных систем, программ для контент-анализа качественных и смешанных текстов, программы визуализации результатов исследований,

- уметь представить результаты своих исследований,

- подготовить заявку на исследование для получения его финансирования,

- понимать общие принципы работы с библиографическими информационными ресурсами.

Мы предлагаем вам весьма насыщенную программу, позволяющую получить представления о том, как сделать научное исследование, которое можно будет представить и строгой аттестационной комиссии, и научному фонду, финансирующему научные проекты, и библиометрическим системам, оценивающим рейтинг исследователей.

Программа рассчитана на 72 часа, состоит из 8 модулей, и продолжается 2 месяца. Итоговый документ по завершении программы вы сможете получить в течение двух-трех месяцев после его окончания.

Еженедельно, по понедельникам, будет открываться одна тема (один модуль) программы: вашему вниманию будут предоставлена одна или две видеолекции по теме, презентации к ним, дополнительные материалы от преподавателей, задание по модулю. Освоение каждого модуля завершается выполнением небольшой по объему письменной работы, которую необходимо выполнить в течение двух недель с момента «открытия темы». Работы будут проверяться вашими же коллегами, слушателями данного курса, в режиме взаимного оценивания (peer assessment), вам также предстоит оценивать работы других слушателей. Просим вас иметь в виду, что оценивание работ других слушателей является обязательной частью вашей учебной работы.

Итоговая аттестация работа по курсу – электронный тест по всей тематике программы. Входные требования: уровень образования – не ниже бакалавриата. При этом студенты-бакалавры также могут пройти полное обучение по программе, они не могут лишь претендовать на получение Удостоверения о повышении квалификации.

Программа разработана на основе модуля, читаемого с 2013 года аспирантам экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках научного семинара. Авторы программы – Калабихина И.Е., д.э.н., профессор, Зотова Е.А., к.э.н., Калягин Г.В., к.э.н., Кучмаева О.В., д.э.н., Панин А.Н., к.г.н., Пересветов С.Б., к.э.н., Захаров Л.Н.

Содержание курса

Модуль 1. Научное исследование: основы методологии или дюжина пунктов (1 лекция, Калабихина И.Е.).

Как формулировать тему, цели и задачи исследования. Что такое объект, предмет исследования. Как описывать данные и методы. Как выглядят гипотезы и ожидаемые результаты. Что такое новизна исследования. Какова структура научной работы. Как делают библиографические ссылки.

Модуль 2. Современные количественные методы научных исследований: статистический анализ: на примере использование программы SPSS в прикладных исследованиях (2 лекции, Кучмаева О.В.).

(Лекция 1) Специфика и возможности программы SPSS. Структура программы. Наблюдения и переменные. Создание массива. Характеристика данных. Ввод и сохранение информации. Модули программы. Возможности преобразования данных. Модуль «Анализ данных».

(Лекция 2) Частотные распределения. Описательные статистики. Разведочный анализ. Таблицы сопряженности. Непараметрические критерии. Многомерный анализ.

Модуль 3. Современные количественные методы научных исследований: использование среды R (1 лекция, Пересветов С.Б.).

История и принципы развития среды. Специфика и возможности среды R. Удачные примеры использования среды R (интересные пакеты в среде для финансистов, демографов и других специалистов).

Модуль 4. Программы ГИС для прикладных количественных исследований (1 лекция, Панин А.Н.)

Основные характеристики ГИС. Специфика и современные возможности ГИС в общественных исследованиях. Удачные примеры использования ГИС в экономических и социально-демографических исследованиях и экспертных работах (наука, управление территориями, бизнес задачи).

Модуль 5. Качественные методы социологических исследований (1 лекция, Калабихина И.Е.).

Виды количественных и качественных методов сбора данных и их анализа. Недостатки и достоинства количественных и качественных методов. Критика данных. Мифы и реальные ограничения качественных методов и способы их преодоления. Взаимная польза друг от друга количественных и качественных методов. Программное обеспечение для работы с текстами (контент-анализ) и смешанными данными (облако тегов, портрет документов и другие инструменты). Примеры успешного использования качественных методов в экономике и демографии.

Модуль 6. Визуализация данных в научных исследованиях (1 лекция, Захаров Л.Н.).

Возможности визуализации. Подход бизнес-анализа данных. Основные типы графиков. Выбор типа графиков. Восприятие цветовой гаммы. Частые ошибки визуализации данных. Удачные примеры. Программы визуализации. Tableau Public. Microsoft Power BI. Qlik Sense. Лучшие практики.

Модуль 7. Введение в библиометрию и работа с библиографическими информационными ресурсами (1 лекция, Калягин Г.В.).

Статистический анализ научной деятельности. Индекс цитирования (как считается). Краткая история библиометрии. Web of Science Core Collection и базы данных на этой платформе. Международная аналитико-библиографическая база данных SCOPUS. Национальные индексы научного цитирования. Российский индекс научного цитирования. Индекс Хирша, импакт-фактор, другие индексы (что надо знать исследователю, желающему быть на вершине рейтинга).

Модуль 8. Общие принципы формирования исследовательской проектной заявки и технического задания на выполнение проекта. CV и анкета исследователя (2 лекции, Зотова Е.А.)

(Лекция 1) Заявки на проекты и ТЗ (технического задания). Оригинальный проект. Выражение заинтересованности в выполнении работы. Основные принципы написания заявки и ТЗ Требования. Бюджет. Поиск грантовых сайтов в Интернете.

(Лекция 2) Как писать CV и заполнять анкеты. Профиль. Профессиональный опыт. Образование и квалификация. Персональные данные. Образцы. Анкета для экспертов ООН.

Успешно освоившим программу выпускникам выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации или электронный сертификат . Подробную информацию о выдаваемых документах и о требованиях к соискателям каждого из них вы сможете найти в специальных разделах/вкладках на странице программы: «Итоговые документы» и «Система оценки» (вкладки будут доступны в день открытия программы).

Удостоверение о повышении квалификации по завершении программы вы сможете получить в течение двух-трех месяцев после ее окончания.

Обучение осуществляется на безвозмездной основе.

Внести в список