Основываясь на этих книгах, автор курса предлагает своим слушателям, и, в первую очередь, историкам, социологам, экономистам, политологам и антропологам, другой взгляд на ход истории, новую концепцию и периодизацию исторического развития.
В основу курса «Теория социальных порядков» положена идея о том, что не существует линейного прогресса, а человеческие сообщества могут развиваться как поступательно, так и попятно. Что же касается периодизации истории, то она предлагается такой:
— первый период – это примитивный социальный порядок, первобытное, донеолитическое общество,
— второй период – это аграрные цивилизации, называемые Д.Нортом «естественным государством», или «порядком ограниченного доступа»,
— и, наконец, третий период – это современные государства, или, так называемый, порядок открытого доступа.
Между этими периодами, доказывает автор курса «Теория социальных порядков», лежат две технологические революции: неолитическая революция, которая привела к переходу от добывающих способов поддержания жизни к обработке земли и выращиванию скота, и современная научно-техническая и промышленная революция, которая привела к доминированию промышленности и к использованию науки в развитии сообществ.
В рамках изучения концепции социальных порядков, в курсе рассматриваются три страновых цивилизационных кейса. Первый – это Античность, и последовавшая за ней западно-европейская цивилизация, второй – это Китай, и особенно династия Сун, достигшая больших высот в экономическом развитии и в науке, и, наконец – Византия как продолжательница Римской цивилизации, развитие которой было прервано внешними вторжениями.