Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
ДОСТУПЕН ВСЕГДА
бесплатный курс
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КУРС
*
ДЛЯ КОГО
ЭТОТ КУРС?
Просветительские курсы Открытого университета Егора Гайдара предназначены для самого широкого круга слушателей. Они всегда доступны для просмотра и всегда полностью бесплатны.

Курс «Социология города» будет полезен преподавателям и студентам факультетов социологии российских вузов, а также более широкой аудитории, интересующейся такими темами городского развития, как возникновение локальных сообществ, устройство общественных пространств, коммуникация в городе и с городом.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Всплеск интереса к городской проблематике, произошедший в России в последние годы, привел к «инфляции высказываний» на эту тему. Говорить о городе стало модно, легко и необременительно. Стремительный поток литературы по урбанистике захлестнул книжные полки: по числу практических советов – в духе «как сделать наши города лучше, ярче, удобнее и привлекательнее для их обитателей» – урбанистика сегодня вполне может конкурировать с популярной психологией 90-х.
Ключевое отличие социологии города от урбанистики – внимание к нашему собственному исследовательскому языку описания города. Именно язык дисциплины (социологии, психологии, экономики) делает город видимым, познаваемым, объяснимым.

Курс по социологии города Открытого университета Егора Гайдара – не о том, как сделать наши города лучше, и не о том, как сделать их жителей счастливее. Это курс о том, как изучать городскую жизнь, о том, как социологи, через призму языка своей дисциплины, создают модели мышления и исследования городского мира.

Слушателю курса предстоит познакомиться с несколькими языками описания города, вы пройдете вместе с лектором через выбор «базовой метафоры» для анализа жизни города, сумеете погрузиться в построение концептуальной схемы его изучения. Сравнение различных социологических теорий покажет, как они позволяют создать разного цвета «очки», разную по задачам оптику, через которую город становится «видимым» как для ученого, так и просто для заинтересованного наблюдателя.

Начав с классической, центральной для социологии города темы - темы сообществ, курс подведет своих слушателей к основам городской микросоциологии: исследованию городских повседневных практик и «фреймов» коммуникации. В завершении курса его участникам предстоит познакомиться с наиболее современными социологическими теориями – акторно-сетевой теорией Брюно Латура и социальной топологией Джона Ло.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ГОРОДА
 В первой лекции мы рассмотрим предысторию формирования социологии города как дисциплины. Какое влияние на социологическое мышление о городских феноменах оказали ветхозаветные и романтические мифы? Почему город социологами исходно мыслится как искусственное и противоестественное образование? Как интуиция города в социологии связана с идеей «проклятья»? Мы проанализируем влияние индустриализации и урбанизации XIX века на становление городских исследований, разберем определение города, данное Луисом Уиртом, проведем краткую ревизию теоретических инструментов, оставленных нам в наследство отцами-основателями Чикагской школы. Что общего у индустриального города и бара из «Звездных войн»? Откуда берутся метафоры описания городской жизни? Чем синтагматическое смещение отличается от парадигматического сдвига и как язык социологического описания «кодирует» город.
2.
2.
СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ
Во второй лекции мы перейдем к моделям социологического описания городских феноменов. Как создается социологическая концептуализация? Как выделяются концепты первой и второй орбиты? Чем предикаты отличаются от атрибутов? На примере конкретного языка описания, предложенного Пьером Бурдье, мы посмотрим, как социолог «кодирует» город, описывая коллективных и индивидуальных агентов, их смысловые и силовые отношения, их практики и ареалы обитания, а также те ресурсы, за которые они ведут ожесточенную борьбу. Мы увидим, как эта оптика позволяет объяснить такие различные, на первый взгляд, феномены как рельеф стоимости жилья в Москве, отличие Малой страны от Старого места в Праге, джентрификацию Гарлема и апроприацию Монмартра. Мы отдельно рассмотрим контрадикторные концептуализации общественного пространства (Ханна Арендт vs. Ирвинг Гофман) и городской сегрегации (Пьер Бурдье vs. Энтони Гидденс). Задача данной лекции – показать, как язык описания создает свою собственную реплику изучаемого городского феномена.
3.
3.
ПРОБЛЕМА ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВ
Третья лекция посвящена одному из главных концептов в социологии города – понятию сообщества. Каким образом «сообщество» из антонима «города» становится его метонимией? Почему мы начинаем мыслить город как пространство сообщностных связей? И как совет, данный князем Кропоткиным начинающему антропологу Рэдклифу-Брауну, изменил историю нашей дисциплины? В третьей лекции мы разберем несколько конкретных кейсов исследований городских сообществ: работу У. Уорнера в Ньюберипорте, этнографические наблюдения Г. Ганса в одном из бостонских пригородов, результаты недавних опросов населения Москвы. Почему в итальянских городах эпохи Возрождения судьями могли быть лишь те, кто в них не родились? Почему избыток социальных связей на территории проживания снижает доверие москвичей к своему району? Как соотносятся два типа идентичностей – с социальной группой и с пространством обитания? И почему стремление градостроителей к идеальному городу-сообществу превращает города в гетто? Чтобы ответить на эти вопросы, нам придется проследить траекторию концептуализации «город как пространство сообществ» от классической антропологии до современных теорий социального капитала.
4.
4.
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Четвертая лекция посвящена особому классу городских феноменов – повседневным практикам. Как мы снимаем деньги в банкомате, заходим в вагон метро, переходим улицу на красный свет? Что общего у группы пешеходов на загруженном перекрестке и танкового подразделения на поле боя? Как жители шотландского города Корсторфайн ищут потерявшегося кота, и как исследования повседневных практик повлияли на теорию городских сообществ? В четвертой лекции мы проанализируем микросоциологическую оптику городских исследований – работы этнометодологов и теоретиков практик, предложивших радикальную редукцию: анализ города как феномена здесь-и-сейчас, ежедневно создаваемого в рутинных взаимодействиях. Чтобы разобраться в истоках этого «поворота к повседневности» в городских исследованиях, нам придется обратиться к аналитической философии – к философии языка, «скептическому парадоксу» Сола Крипке и наследию Людвига Витгенштейна в социологии.
5.
5.
АНАЛИЗ ФРЕЙМОВ ГОРОДСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Пятая лекция – это краткий экскурс в еще один язык описания и исследования городских феноменов: анализ фреймов. Как устроена наша коммуникация в городе? Каковы устойчивые и воспроизводимые структуры повседневных взаимодействий? Что привносит в социологические исследования метафора «города как сцены»? Насколько наше поведение в городской среде детерминировано ее пространственной организацией? И как современное искусство трансформирует восприятие городского пространства? Чтобы подступиться к этим вопросам, мы рассмотрим материалы недавнего Гронингенского эксперимента и выводы, сделанные Грегори Бейтсоном по результатам наблюдения за выдрами в зоопарке, обратимся к теории метакоммуникативных сообщений и концепции транспонирования в музыкальной теории.
6.
6.
АРХИТЕКТУРА УТОПИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
В шестой лекции мы вернемся к проблематике теории познания. У социологии, как модели мышления, и города, как спроектированной среды обитания, есть общий исток – утопическое воображение. Утопические манифесты оказывают прямое воздействие на практики градостроения, утопические же образы лежат в основе социологических концептуализаций. Как устроено утопическое воображение социолога и архитектора? Что их связывает и что отличает друг от друга? Как образ идеального «автомобильного города» Р. Мозеса и Н. Геддеса трансформировал Нью-Йорк? Как утопия «города-сообщества» воплотилась в Сисайде (Флорида)? Почему критика утопического воображения с позиций социологии городской повседневности провалилась? Являются ли Этномето-Сити, Гидденсград и Фреймбург в той же степени утопическими городами, что и Бурдьеполис? Материалом для ответа на эти вопросы нам послужат социологические концептуализации, разобранные в предыдущих лекциях.
7.
7.
ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДСКИХ МАТЕРИАЛЬНОСТЕЙ
В седьмой лекции мы обратимся к социологической теории конца ХХ – начала ХХI века. Как город создается совместной работой человеческих и не-человеческих (прежде всего, технических) агентов? Как потоп в Москве 2016-го года связан с центральной проблемой технологической эволюции – нарастающим «расцеплением» социотехнических систем? Как изобретение лифта изменило саму идею здания? И как социология техники меняет наше представление о городе, а вместе с ним – вектор исследований городской проблематики? На протяжении ста лет социологическая модель мышления де-материализовала город, обнаруживая за видимыми материальными объектами городского пространства невидимые социальные силы, связи и отношения. Однако произошедший в 1980-е годы в социологической теории «поворот к материальному» заставляет сегодня принципиально иначе концептуализировать специфику городской жизни. Седьмая лекция будет посвящена тому, что принесла с собой интервенция социологии техники и акторно-сетевая теория Брюно Латура в изучение города.
8.
8.
ГОРОДСКАЯ ТОПОЛОГИЯ
В заключительной лекции курса мы обратимся к последней модели концептуализации, возникшей после «поворота к материальному» – социальной топологии Джона Ло. Эта модель позволит нам вернуться к исходному вопросу курса: что делает город городом и что делает город познаваемым в оптике социологии? Что отличает теорию города от городской идеологии (метаописание от самоописания)? Как различаются гомеоморфные и негомеоморфные преобразования городского пространства? Как появление новой идеологии (к примеру, идеологии хипстерского урбанизма) создает новые «городски ассамбляжи»? И что значит для города быть «пространственным объектом»? Для ответа на эти вопросы нам придется проследить реляционную концептуализацию пространства от Г. Лейбница до современных теорий ассамбляжного урбанизма.
Виктор Семёнович Вахштайн *
Преподаватель
декан факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук, декан философско-социологического факультета РАНХиГС, директор Центра социологических исследований РАНХиГС.

* признан иноагентом

ДРУГИЕ КУРСЫ
ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА