Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
Начало курса - 22 января
Запись до 5 февраля
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, аспирантов, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
1500 ₽
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ
ТРАНСМЕДИЙНЫЕ ФОРМАТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ
ТРАНСМЕДИЙНЫЕ ФОРМАТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
АННА НОВИКОВА
АННА НОВИКОВА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео
для кого
этот курс?
Для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, учителей старших классов школ, педагогов дополнительного образования, библиотекарей, работников культурных центров и НКО, сотрудников музеев и других учреждений культуры. И для всех, кому интересна тема трансмедийных форматов.
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Программа «Коммуникация в цифровой среде: трансмедийные форматы и инструменты»:

  • познакомит слушателей с вызовами и возможностями, которые несет цифровизация культуры;
  • покажет преимущества медиатизированных форматов коммуникации и способы их использования для образования и просвещения общества;
  • расширит круг трансмедийных компетенций слушателей и понимание того, как их можно использовать в педагогике и работе в различных культурных институциях.

После завершения программы слушатели смогут:

  • понимать логику и перспективу развития конвергентной культуры, планировать свою карьеру в науке и/или индустрии в соответствии и этой логикой;
  • совмещать технологические навыки с решением гуманитарных задач, разбираться в особенностях цифровой культуры и ее коммуникационном потенциале;
  • применять принципы медиаграмотности и критического мышления для анализа современной медиасферы;
  • использовать принципы трансмедийного сторителлинга в профессиональной коммуникации.

А также узнают

  • набор основных понятий и инструментов медиакультуры;
  • основные форматы и популярные практики трансмедийной коммуникации;
  • принципы проверки информации в медиа и цифровой этики.

Продолжительность курса

56 часов

8 недель

Образовательная программа состоит из 8 разделов (модулей)

видеолекции преподавателя, ведущего курс, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

3

письменных задания

ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить два вида сертификатов:

— Электронный сертификат STEPIK и Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификация публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: Если вы учитель, студент (от 18 лет), аспирант, сотрудник музеев и библиотек вам предоставляется доступ к курсу по льготной стоимости (1500 рублей), также мы предоставляем бесплатный доступ для всех преподавателей ВУЗов и ССУЗов. Для получения скидки мы просим вас прислать на наш электронный адрес info@gaidaruniversity.ru документы, подтверждающие место работы или учебы (это может быть фото/скан студенческого билета, удостоверения преподавателя или справка с места работы). И в течение пары дней мы вышлем вам персональную ссылку для льготного доступа к курсу.
Авторы курса
Александр Архангельский
Преподаватель
писатель, публицист, автор телевизионных программ и документальных фильмов. Соавтор книги «Педагогика трансмедийного творчества: школьный литературный канон в контексте цифровизации культуры». М.: Канон +, 2023.
Анна Новикова
Преподаватель
профессор факультета Креативных индустрий НИУ Высшая школа экономики. Соавтор книги «Педагогика трансмедийного творчества: школьный литературный канон в контексте цифровизации культуры». М.: Канон +, 2023.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Традиционные индустрии культуры и цифровая среда
В лекции дается обзор основных этапов индустриализации культуры и предлагается поразмышлять об особенностях современного этапа – медиатизации и цифровизации культуры. Центральный вопрос лекции: Как постоянно меняющаяся цифровая среда меняет традиционные индустрии культуры? В финале лекции вводится понятие «трансмедийности», слушателям предлагается поразмышлять об особенностях «трансмедийного поворота» в той индустрии культуры, с которой они профессионально связаны.
2.
2.
Трансмедийное производство и конвергентная культура
Лекция посвящена двум важным для медиаисследований понятиям – «конвергентная культура» и «траснсмедийный сторителлинг». Они стали основой размышлений одного из самых уважаемых аналитиков в области медиа – Генри Дженкинса. В начале нулевых его книга «Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа» стала поводом для большой дискуссии, которая продолжается уже практически двадцать лет. Какие идеи Дженкинса прошли проверку временем и получили развитие, а какие нет? Что прижилось на российской почве, а что оказалось для нас неорганично? Над этими вопросами мы поразмышляем вместе со слушателями.
3.
3.
Книжная культура: платформы распространения и перспективы изменений
Лекция посвящена разговору о том, как книжные издательства, библиотеки, школы как культурные институции, отвечающие за сохранение книжной культуры и утверждение ее ценности, адаптируются к изменениям принципов распространения книги, характера писательского творчества и практик чтения. Судьба традиционных форматов книгопечатания в эпоху победивших оптических медиа.

4.
4.
Экранные искусства и книга
В этой лекции мы будем говорить о связи книжной культуры с визуальной и зрелищной. ХХ век начался с превращения книжной культуры из элитарной в массовую, с ощущения, что народная устная культура безвозвратно уходит в прошлое. Но всеобщее обучение чтению шло одновременно с нараставшим стремлением к экранизации литературы. Кино как искусство начиналось с экранизаций, телевидение и радио опиралось на экранизации и аудиопостановки. Цифровая культура тоже началась с оцифровки книг и появления специальных гаджетов для чтения с экрана. А потом большие экранные формы (сериалы) для многих заменили беллетристику. И даже нарративные видеоигры все чаще и чаще претендуют на наш досуг и предлагают тот эмоциональный опыт, который раньше давала только художественная литература. Интерпретация стала форматом сотворчества. Возможно, книга в ее традиционном виде больше не нужна?
5.
5.
Музей, культурное наследие и традиционная визуальная культура
В лекции будет рассмотрена трансформация представлений музейного сообщества и зрителей о месте музеев в современной культуре и жизни общества. Мы начнем разговор со знакомства с книгой Нины Саймон «Партиципаторный музей», продолжим обсуждением нового определения музея, принятого Международным советом музеев (ИКОМ) в августе 2022 года. Как современному музею сделать выбор между предъявлением подлинности и виртуальной доступностью коллекции? И надо ли этот выбор делать?
6.
6.
Визуальная культура и авангард
Лекция посвящена наследию русского авангарда начала ХХ века и его влиянию на современную визуальную культуру. Почему цифровые технологии снова заставляют нас обратиться к наследию формалистов, футуристов и др. Мы попробуем вместе переосмыслить идею прогресса и обсудить, стоит ли его бояться?
7.
7.
Современные перформативные практики как преодоление дихотомии элитарного и массового
На лекции поговорим о десакрализации искусства. О том, чему и где надо учиться, чтобы иметь право называть себя художником. Как относиться к NFT и генеративному искусству? Есть ли вообще граница того, что можно считать искусством, а что нет? Почему искусство выходит на улицы и называет себя перформативными практиками?
8.
8.
Современные звуковые среды и возвращение к устной культуре
Эта лекция знакомит вас с понятием Soundscape (звуковой ландшафт, звуковая среда) и предлагает поразмышлять, как влияют на нашу жизнь звуки, которыми мы окружены, может ли звуковой дизайн улучшить качество жизни. Несколько десятилетий назад в квартирах наших родителей или бабушек и дедушек с утра до вечера работало радио. Потом его заменили магнитофоны. Сегодня у большинства людей есть индивидуальный плейлист, который он для себя формирует. И так ли независим его выбор? Или он звуковой ландшафт назвязывают ему музыкальные стриминговые сервисы?

9.
9.
Город как медиаобъект и «умный город»
«Умный город» - концепция интеграции информационных систем отдельных культурных институций, управленческих структур и общественных служб в единую сеть, которая позволяет эффективно управлять городским имуществом и иными ресурсами. Но город – это не только администрация, это еще и люди, каждый из которых оставляет цифровые следы и формирует цифровую память о том, чем он занимается. Как все это разнообразие медиаобъектов помогает и мешает нам жить в наших городах, поговорим в этой лекции.
10.
10.
Преподавание в кризисе
Кризис преподавания, с которым сталкиваются сотрудники школ и университетов во всем мире, имеет несколько причин. Цифровизация существенно изменила степень доступности информации, практики взаимодействия с ней, ожидания по отношению к формам подачи материала. Сегодня в школьные и университетские аудитории приходят люди, которые не уверены в необходимости накапливать культурный багаж и ищут для себя другие мотивации продолжить обучение. Мы обсудим эти проблемы на лекции и предложим подходы к решению
этих этих проблем.
11.
11.
Научпоп и «свободное образование
Наука и технологии сегодня развиваются так стремительно, что человек не успевает менять установки и приводить свою картину мира в соответствие с новыми научными открытиями. Результатом этого может стать особое психологическое состояние, которое называют футурошоком. Говорят, чтобы избежать этого, человеку в будущем придется получать образование несколько раз в течение жизни. Может ли в этой ситуации помочь научно-популярная литература? Лекция затрагивает широкий круг вопросов, касающихся современных взглядов на образование и просвещение, а также знакомит слушателей с популярными образовательными ресурсами.
12.
12.
Урбанизация и цифровая диктатура
Понятие «цифровая диктатура» до последнего времени вызывала у большинства людей ассоциации с научной фантастикой и жанром антиутопии. Но эпидемия ковида спровоцировала горячие общественные обсуждения этой темы. Во время этой лекции посмотрим на тему с точки зрения науки, менеджмента и пропаганды и постараемся проанализировать преимущества и риски нового этапа урбанизации.
13.
13.
Гуманизм, трансгуманизм, цифровая этика
Трансгуманизм – философская концепция и политическая позиция, предполагающая использование достижений науки и технологий для улучшения умственных и физических возможностей человека. Совпадают ли ее ключевые тезисы с классическими идеями гуманизма? Могут ли технологии помочь человеку избежать болезни и смерть? На лекции поговорим о перспективах цифрового бессмертия и принципах цифровой этики.
14.
14.
Интеллектуал как трансмедийный медиатор
Современная культура сетецентрична. В интернете довольно быстро можно найти информацию по большой части научных вопросов. Для того, чтобы создать личный блог и высказываться по общественно важным темам больше не нужно иметь диплом о высшем образовании. В социальных сетях студент-первокурсник может на равных дискутировать с профессором. Как меняется роль интеллектуала в этой новой коммуникационной среде? Должен ли ученый быть популяризатором своих научных открытий? Зачем учиться «переупаковывать» информацию в разные форматы и выступать на разных платформах? Этим вопросам будет посвящена наша лекция.
15.
15.
Трансмедийный сторителлинг: от маркетинга до сотворчества
Наш курс начинался с понятий конвергентной культуры и трансмедийного сторителлинга. На этапе его завершения будет правильно вернуться к началу и взглянуть комплексно на набор трансмедийных компетенций, которыми должен владеть каждый современный человек. А также попробовать на практике использовать полученные знания.

16.
16.
Деловая коммуникация в контексте цифровизации
Набор знаний и навыков, которые требует от нас цифровая культура, так широк, что обычный человек не в состоянии освоить их все. Поэтому работа в цифровой среде – это, чаще всего, командная работа. Как работает «распределенная команда» и кто такие «цифровые кочевники»? Как сформировать новую корпоративную культуру и позволить младшим обучать старших? Какие сервисы можно использовать, чтобы работа была эффективнее?
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
  • Архангельский А., Новикова А. Педагогика трансмедийного творчества: школьный литературный канон в контексте цифровизации культуры. Главы 2, 5 и 6.

  • Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа

  • Саймон Н. Партиципаторный музей

  • Сети города. Люди. Технологии. Власти. М.: НЛО, 2021.

  • Гамбарато Р., Лапина-Кратисюк Е., Мороз О. Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив. Шаги, 2017, № 3(2), с. 20−46.

  • Шумский С. Воспитание машин: Новая история разума.

  • Конарадова Н. Археология русского интернета. Телепатия, телемосты и другие техноутопии холодной войны.

  • Радаев В. Преподавание в кризисе. М.: Издательство ВШЭ, 2022.

  • Кандаурова Л. Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику. М.: Альпина Диджитал, 2018