Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, аспирантов, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
Начало курса
10 февраля 2025 г.
АЛЕКСАНДРА
ТАНЮШИНА
2000 ₽
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Начало курса: 10 февраля 2025 г.
Записаться на курс можно до 10 февраля 2025 г. включительно
Все задания по курсу необходимо выполнить до 5 мая 2025 г. включительно.

Задачи курса:
  • познакомить слушателей с этапами развития цифровой философии, ключевыми темами и представителями дисциплины, основополагающими текстами, современными дискуссиями и новыми подходами;
  • показать возможности использования теоретических разработок этого направления в конкретных гуманитарных исследованиях;
  • расширить представление слушателей относительно возможных тем исследования и исследовательских приемов, используемых современными философами.

Необходимые базовые знания: Слушатели программы должны иметь высшее профессиональное образование.

Продолжительность курса: в течение 10 недель освоение 10 тем видеокурса (по 1 теме в неделю).

Учебная нагрузка: 4-5 часов самостоятельных занятий в неделю.

ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить следующие итоговые документы:

— Электронный сертификат Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификация публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: условия зачисления на курс, а также предоставления скидок и бесплатного доступа можно найти здесь.

Продолжительность курса

72 часа

10 недель

Образовательная программа состоит из 10 разделов (модулей)

в каждом модуле есть видеолекция, а также презентация по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

Тесты после лекций 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9. После 3 и 8 модуля предполагается выполнение творческих заданий, а после 10-го итогового эссе.

Александра Танюшина
Преподаватель
кандидат философских наук, преподаватель философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, ассистент кафедры истории и теории мировой культуры.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Предметное поле digital studies. Цифровая философия как раздел digital studies
Лекция посвящена пониманию такой исследовательской области как digital studies. Обсуждается история понятия «цифровая философия», а также упоминаются альтернативные названия данной философской области (киберфилософия, вычислительная философия, философия информации). Определяются предмет и метод цифровой философии, формулируются ключевые задачи цифровой философии. В конце лекции упоминаются основные представители современной цифровой философии.
2.
2.
Понятия «виртуальное», «информация» и «вычисление» в истории философии и науки
В начале лекции обсуждается история понятия «информация». Приводятся три исторических значения этого термина. Отдельно рассматривается теория коммуникации Шеннона-Уивера. Вводятся такие понятия, как мера информации, бит. Представляются синтаксический, семантический и прагматический подходы к толкованию информации. Вторая часть лекции посвящена интерпретации понятия «вычисление»: от Лейбница до Тьюринга. Заключительная часть посвящена определению категории «виртуальное» и анализу ее значения в истории культуры и философии.
3.
3.
Цифровая метафорология. Как цифровые технологии формируют смыслы
Лекция посвящена обсуждению роли «информационной революции» в науке и лингвистике. Рассматриваются особенности информационно-вычислительного концептуального аппарата. Обсуждается функциональная роль технологических метафор в науке и философии, а также проблема их устаревания и трансформации. Анализируются понятийные и концептуальные сдвиги в современной культуре и цифровом маркетинге. В конце лекции дается краткая характеристика постцифрового поворота в культуре и обсуждается его влияние на наше видение будущего.
4.
4.
«Компьютерная» и «программная» метафоры сознания и их значение для современных когнитивных наук
В этой лекции мы будем говорить о рождении компьютерной метафоры сознания. В начале обсуждается состояние наук и сознании на момент середины ХХ века. Рассматриваются основные этапы когнитивной революции, также разбираются основные положения функционализма в философии сознания. Разбирается тезис множественной реализуемости и теория машинных состояний (Х. Патнэм). В конце лекции рассматриваются популярные возражения против «компьютерной метафоры» и анализируется роль данной метафоры в современных философских теориях сознания, когнитивных науках и теории ИИ.
5.
5.
Основные проблемы философии искусственного интеллекта

В лекции будет рассмотрена история формирования теории искусственного интеллекта, основные этапы трансформации этого понятия, а также проблемы, встающие на пути последовательного философского осмысления ИИ. Среди оснований данных проблем: идея «вычислительной неполноты» (Р. Пенроуз), аргумент темпоральности (Дж. Фодор). аргумент воплощенного познания (Ф. Варела, У. Мутурана), аргумент тривиальности и вычислительной реализации и аргумент «Китайская комната» и проблема семантики (Дж. Серл). В конце лекции упоминается «трудная проблема» сознания (Д. Чалмерс) в контексте решения проблемы сознательного ИИ. Вводится понятие AGI (общий искусственный интеллект).

6.
6.
Цифровая физика: от концепции “Всё из бита” до гипотезы симуляции
Лекция посвящена основным положениям цифровой физики и ее осмыслению в современной философии. Обсуждается гипотеза «все из бита» (Д. Уилер) и концепция вычислимой Вселенной. Рассматриваются теории С. Ллойда, Э. Фредкина, М. Тегмарка, Д. Дойча. Анализируется роль концепции симуляции в истории философии. Подробно рассматривается метафора симуляции в контексте культурной критики второй половины ХХ века. Обсуждается мысленный эксперимент «машины восприятия» Р. Нозика. Разбирается статья «Живем ли мы в компьютерной симуляции» Н. Бострома. В конце лекции дается анализ места гипотезы симуляции и современной науке и философии.
7.
7.
Философия цифровых пространств. Виртуальный реализм и философское осмысление метавселенных
В лекции будет рассмотрена одна из наиболее популярных концепций современной цифровой философии, а именно теория виртуального реализма. Будет дана характеристика теории виртуального реализма Д. Чалмерса, также упомянуты ключевые аргументы виртуального фикционализма. Подробно будет рассмотрена проблема онтологического осмысления виртуальных объектов. Далее будут упомянуты вопросы о ценностном измерении виртуальных пространств. Будет кратко обрисована современная философия дополненной реальности, а также объяснено понятие метаверса, его история и современные значения.
8.
8.
Цифровая эстетика и проблемы крипто-искусства
Лекция посвящена различным толкованиям выражений «цифровое искусство» и «искусство новых медиа». Разбираются основания алгоритмического и компьютерного художественного творчества, кратко характеризуются основные этапы его становления. Дается определение понятия генеративное искусство. Поднимаются проблемы авторства и оригинальности в цифровом искусстве, в связи с которыми далее анализируются современные подходы к решению этих проблем в контексте развития мирового художественного рынка. Вводится определение криптоискусства, а также кратко анализируются основные аспекты его бытования в контексте развития блокчейн-технологий.
9.
9.
Цифровая антропология. Человек, культура и общество в цифровой реальности
Лекция посвящена обсуждениюпредмета и метода цифровой антропологии. Разбираются ключевые идеи и основные представители данной дисциплины, а также разбираются основные этапы ее формирования: от концепции сетевого общества (Я. Ван Дейк, М. Кастельс) до теории диджимодернизма (А. Кирби). Обозначается ключевая задача дисциплины: изучение поведения человека в онлайн-повседневности и особенностей его взаимодействия с современными цифровыми платформами. В конце лекции рассматривается исследовательский проект «Why we post» и обсуждаются перспективы дальнейшего развития цифровой антропологии.
10.
10.
Цифровая тренд-аналитика. Как философия помогает предсказывать будущее и анализировать настоящее
В лекции будет рассмотрены особенности работы тренд-аналитика в сфере цифровой медиакультуры. Изучены особенности Gartner hype cycle и практики его применения при описании современной культуры и видения будущего. Будет поставлен вопрос о том, как проводить системный анализ научно-философских текстов, посвященных современной медиакультуре и цифровым технологиям. В конце будет поднят вопрос о возможности философской футурологии после сингулярности
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

  • Christiane Paul (ed.) A Companion to Digital Art. John Wiley & Sons. 2016.
  • Adams F. The Informational Turn in Philosophy // Minds and Machines. 2003. № 13. Р. 471−501.
  • Augarten S. Bit by Bit. An Illustrated History of Computers. London: George Allen and Unwin. 1985.
  • Ball M. The Metaverse: And How It Will Revolutionize Everything. 2022.
  • Boden M.A. Mind as Machine: A History of Cognitive Science. Oxford University Press. 2006.
  • Boellstorff T. Rethinking Digital Anthropology // Digital Anthropology. 2012. P. 44−62.
  • Boellstorff T. Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human. 2015.
  • Bostrom N. Are We Living in a Computer Simulation? //Philosophical Quarterly. 2003. № 53 (211). Р. 243−255.
  • Capurro R., Birger H. The Concept of Information // Annual Review of Information Science and Technology (ed. by B. Cronin). 2003. № 37. Р. 343−411
  • Chalmers D. A Computational Foundation for the Study of Cognition // The Journal of Cognitive Science, № 12, 2011. Р. 323−357
  • Chalmers D.J. The Virtual and the Real. // Disputatio. 2017. № 9(46). Р. 309−352.
  • Chalmers D.J. The Virtual as the Digital. // Disputatio. 2019. № 11 (55) Р. 453−486.
  • Chalmers D.J. Reality+: Virtual Worlds and the Problems of Philosophy. W. W. Norton (US) and Allen Lane (UK). 2022.
  • Crowther P. Ontology and Aesthetics of Digital Art. // Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2008. № 66 (2):161−170.
  • Dennett D.C. From Bacteria to Bach and Back: The Evolution of Minds. NY: W.W. Norton Company. 2017.
  • Digital anthropology / ed. H. Horst, D. Muller. L.: Berg, 2012.
  • Dreyfus H. What Computers Can’t Do. Harper&Row. 1972.
  • Floridi L. A Defence of Informational Structural Realism. // Synthese. 2008. № 161(2). Р. 219−253.
  • Floridi L. The Philosophy of Information. Oxford University Press. 2011.
  • Gleick J. The Information: A History, A Theory, A Flood. NY: Pantheon Books. 2011
  • Haugeland J. Artificial Intelligence: The Very Idea. Cambridge, MA: MIT Press. 1985.
  • Heim M. Virtual Realism. Oxford University Press. 2000.
  • Information and the History of Philosophy (ed. by C. Meyns). Routledge. 2021.
  • Lloyd S. Programming the Universe: A Quantum Computer Scientist Takes On the Cosmos. Knopf, 2006.
  • Lucas J.R. Minds, Machines, and Gödel // Philosophy. 1961. № 36. Р. 112−137.
  • Nascimento F., Chown E. Meaningful Technologies: How Digital Metaphors Change the Way We Think and Live. Lever Press. 2023.
  • Pertierra A. Media Anthropology for the Digital Age. Willey. 2018.
  • Philosophers Explore the Matrix (C. Grau, ed). Oxford University Press, 2005.
  • Pratt V. Thinking Machines. The Evolution of Artificial Intelligence. Oxford: Basil Blackwell, 1987.
  • Searle J. Minds, Brains, and Programs // Behavioral and Brain Sciences. 1980. № 3. Р. 417−457
  • Shannon C. E. A Mathematical Theory of Communication // Bell System Technical Journal, № 27, 1948. Р. 379—423; 623—656.
  • Sloman А. The Computer Revolution in Philosophy: Philosophy, science and models of mind. Harvester press and Humanities press. 1978.
  • The Routledge Handbook of the Computational Mind (ed. by M. Spevak, M. Colombo). New York. 2019.
  • Turing А. Computing Machinery and Intelligence // Mind LIX, № 236, 1950. Р. 433—460.
  • Young G. Ethics in the Virtual World: The Morality and Psychology of Gaming. Routledge. 2013.
  • Zuse K. Calculating Space. Cambridge, MA: MIT Press. 1970.
  • Барышников П. Н. Метафорические основания компьютационализма в когнитивных науках и философии сознания //
  • Философия науки и техники 2018. Т. 23. № 2. С. 61−72.
  • Васильев В. В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-традиция. 2009.
  • Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине (2-е изд.). М.: Наука. 1983.
  • Дойч Д. Структура реальности: Наука параллельных вселенных. Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2001.
  • Дубровский Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект: сб. статей. М. 2007.
  • Ирвин У. Матрица и философия. М.: АСТ-Пресс. 2021.
  • Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. М.: Едиториал УРСС, 2003.
  • Серл Д. Открывая сознание заново. М. 2002.
  • Хофштадтер Д. Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. М.: Издательский Дом "Бахрах-М", 2001.
  • Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории. Пер. В. В. Васильева. М.: УРСС: Книжный дом "ЛИБРИКОМ". 2013.