ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
подходы
к изучению
позднесоветской
истории
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, аспирантов, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
Начало курса
13 октября 2025
АРСЕНИЙ МОИСЕЕНКО
2000 ₽
В презентации курса преподаватель кратко расскажет, что ждёт людей, записавшихся на него. А чтобы окончательно определиться с тем, подходит ли вам этот курс, первую лекцию из него мы публикуем бесплатно.
Презентация курса
Первая лекция
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Начало курса: 13 октября
Записаться на курс можно до 13 октября 2025 г. включительно
Все задания по курсу необходимо выполнить до 15 января 2025 г. включительно.

Цель курса:
  • познакомить слушателей с этапами развития исследований советской истории, ключевыми темами, классическими текстами, современными дискуссиями и новыми подходами;
  • показать возможности использования теоретических разработок этого направления в конкретных гуманитарных исследованиях;
  • расширить представление слушателей относительно возможных тем исследования и исследовательских приемов, используемых современными историками.

Результаты освоения курса:
уметь:
  • анализировать литературу по тематике позднесоветской истории
  • интерпретировать исторические источники, опираясь на современные подходы
  • рецензировать исторические исследования
знать:
  • классические и современные подходы к изучению истории позднего СССР
  • историю возникновения советологии как исследовательского поля
  • основные источники для исследований в области советской историивременной макроэкономической политики.

Необходимые базовые знания: Слушатели программы должны иметь высшее профессиональное образование.

Продолжительность курса: 10 недель.

Учебная нагрузка: 4−5 часов самостоятельных занятий в неделю.
ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить:

— Электронный сертификат Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификация публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: условия зачисления на курс можно найти здесь.

Продолжительность курса

54 часа

10 недель

Образовательная программа состоит из 10 разделов (модулей)

в каждом модуле есть видеолекция, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

Итоговая оценка складывается из тестовых заданий для промежуточной оценки, а также выполнение творческих заданий и итоговой письменной работы.

Моисеенко Арсений Дмитриевич
Преподаватель
научный сотрудник Факультета истории ЕУСПб, исследователь Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ «ВШЭ», преподаватель Факультета гуманитарных наук МВШСЭН.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Введение. Эволюция подходов
Лекция посвящена краткому обзор основных направлений и подходов к рассмотрению истории СССР: тоталитаристская школа, ревизионизм, исследователи советской модернизации, неотрадиционалисты. Также раскрыты общие проблемы изучения раннесоветского периода, которые перенеслись в контекст анализа послевоенной истории.
2.
2.
Введение. Переосмысление подходов
Лекция посвящена критике классических интерпретаций советской истории. Рассматриваются версии исследователей к осмыслению модерности в контексте истории позднего СССР, а также потенциальные возможности выхода за рамки модерной и неотрадиционалистской парадигм.
3.
3.
Поздний сталинизм / После Сталина
В рамках лекции производится обзор актуальных концепций, осмысляющих периоды позднего сталинизма и оттепели. Ставятся вопросы о хронологических границах периодах, многослойности исследовательских интерпретаций, а также о наиболее разработанных тематических полях применительно к этим эпохам советской истории.
4.
4.
Как анализировать советскую идеологию?
Лекция посвящена обзору исследований советской идеологии после 1953 года. Акцент делается на таких аналитических инструментах как: перформативных сдвиг, авторитетный дискурс, языковая диглоссия, транслокальность, а также партийных иерархических принципах, позволявших производить идеологические тексты («дистанция» и «мимесис»).
5.
5.
Позднесоветская повседневность: Идеология, потребление, материальность
В лекции рассмотрены подходы к осмыслению различных полей позднесоветской повседневности. Во-первых, речь идет об идеологии в повседневности советского человека (концепции «лицемерия», «вненаходимости» и «воображаемого Запада»). Во-вторых, акцент делается на потребительских фреймах (потребительской революции 1970-х, туризме, парадоксах официального рынка и теневого). В-третьих, обозревается актуальное направление изучения материальности в жизни позднего СССР и формирование социалистического субъекта с помощью творческого переиначивания гражданами первоначального назначения объектов.
6.
6.
Представления о времени и парадоксы
Лекция посвящена тому, каким образом специалисты изучают режимы темпоральности, создаваемые разными акторами позднего СССР: граждане, партия и профессиональные сообщества. Акцент делается на дискурсе технооптимизма, распространение которого вышло на новый уровень в виду «бума» так называемых ИТР-ов. Соответственно, обозревается актуальная литература, авторы которой изучали преломление научно-технических нарративов в культуре, в политической среде и в контексте популяризации научного знания. Особое внимание уделяется исследованиям формирования парадокса, которое можно характеризовать как органичное сочетание радикального сциентизма и дискурса «невероятного».
7.
7.
Институты и управление в позднем СССР
В лекции рассмотрены основные методологические опции к изучению истории институтов (ведомственный и конвенциональный подходы). Кроме того, представлены классические исследования «теневого» принципов управления в позднем СССР (К. Лефор, А. Леденева, К. Вердери и др.). Особенный акцент делается на обзоре литературы об «экономическом повороте» в изучении управленческих практик, а также на эвристической значимости междисциплинарного направления «infrastructure studies».
8.
8.
Холодная война: новые подходы
Лекция начинается с общего обзора классических исследований истории Холодной войны (в качестве примера используется научное наследие Дж. Гэддиса). Однако основное внимание уделено направлению под названием «новая история Холодной войны», в рамках которого актуализируются три подхода к изучению этого исторического феномена — а) «возвращение» идеологии; б) транснациональная история / история трансферов; в) сопоставление ядерных программ / «environmentalism».
9.
9.
Перестройка и распад
В лекции формулируется историографическая проблема, согласно которой история проекта перестройки неразрывно связывается исследователями с распадом СССР. Делается вывод, что подобный взгляд сопряжен с двумя основаниями: 1) влиянием тоталитарной парадигмы на формирование транзитологии; 2) перманентным поисков причин распада СССР. В лекции также предлагаются подходы, позволяющие выйти за рамки связки «перестройка-распад» (институциональный анализ, хронологическое переосмысление и исследования субъективности).
10.
10.
Подходы к пониманию советских «после»
В лекции рассматриваются научные интерпретации «жизни» советского / социалистического после распада СССР и социалистического блока. Следуя Дж. Зависка, внимание акцентируется на том, что категория «end» более релевантна для изучения 1980−2000-х чем категория «collapse». Обзор литературы представлен по трем направлениям переосмысления «коллапса»: антропологическое, институциональное, экономическое. Также в конце лекции акцент делается на проблеме коммодификации социалистического в современном мире.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература

  • Воронина Т., Соколова А. Мыслить как коммунисты: протоколы сельских партсобраний эпохи «развитого социализма» // Новое литературное обозрение. 2020. № 4(20).
  • Голубев А. Вещная жизнь. Материальность позднего социализма. М: Новое литературное обозрение, 2020.
  • Голубев А. НЛО над планетарием: эпистемологическая пропаганда и альтернативные формы знаний о космосе в СССР в 1940—1960-е годы // Вестник Пермского университета. Сер. История. 2021. № 3 (54).
  • Зубок В. Коллапс. Гибель Советского Союза. М.: АСТ, 2023.
  • Иванова А. Магазины «Березка»: парадоксы потребления в позднем СССР. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
  • Козлов Д. С. Неофициальные группы советских школьников 1940—1960-х годов: типология, идеология, практики // Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940−1980-е). М.: Новое литературное обозрение, 2015.
  • Конаков А. Убывающий мир: история «невероятного» в позднем СССР. М.: Издательская программа Музея современного искусства «Гараж», 2022.
  • Коткин С. Предотвращенный Армагеддон. Распад Советского Союза, 1970−2000. М: НЛО, 2018.
  • Панченко А. Уфология как религия // Новое литературное обозрение. № 3(163). 2020.
  • После Сталина: Позднесоветская субъективность (1953−1985): сборник статей. СПб.: Издательство ЕУСПб, 2018.
  • Санчес-Сибони О. Красная глобализация. Политическая экономия Холодной войны от Сталина до Хрущева. СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2022.
  • Хамфри К. Постсоветские трансформации в азиатской части России. М., 2010.
  • Хархордин О. Обличать и лицемерить: Генеалогия российской личности. СПб.: Издательство ЕУСПб, 2002.
  • Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  • Collier S. Post-Soviet Social. Neoliberalism, Social Modernity, Biopolitics. Princeton-Oxford, 2011.
  • Engerman D. The Price of Aid: The Economic Cold War in India. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2018.
  • Hilger A. The Global Cold War and its Legacies // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2019. Vol. 20. № 1. pp. 208−218.
  • Humphrey C. The «Creative Bureaucrat»: Conflicts in the Production of Soviet Communist Party Discourse // Inner Asia, Vol. 10, Number 1, Special Issue: Cadres and Discourse in Late Socialist Societies, 2008. pp. 5−35.
  • Jones P. Myth, Memory, Trauma: Rethinking the Stalinist Past in the Soviet Union, 1953−70, New Haven and London: Yale University Press, 2013.
  • Rowley D. Interpretations of the End of the Soviet Union: Three Paradigms, Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 2:2, Spring 2001, pp. 395−426.
  • The Thaw: Soviet Society and Culture during the 1950s and 1960s / ed. by E. Giulburd, D. Kozlov. Toronto: University of Toronto Press, 2013.
  • Verdery K. What Was Socialism, and What Comes Next? Princeton, NJ, Princeton University Press, 1996.
  • Westad O. A. The Global Cold War: Third World Interventions and the Making of Our Times. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
  • Zavisca J. R. Explaining and Interpreting the End of Soviet Rule // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2011. Vol. 12. № 4. pp. 925−940.