Мы начинаем курс «Макроэкономика промежуточного уровня: моделирование закрытой экономики. В этой короткой вводной лекции я расскажу про структуру курса и его основные отличительные особенности.
Структурно курс состоит из трёх блоков. Во-первых, это моделирование базовой макроэкономической структуры: совокупный спрос, рынок труда и совокупное предложение, поведение государства и то, как они взаимодействуют между собой.
Во-вторых, это моделирование финансового сектора и макроэкономической политики. Мы смотрим, как в эту базовую модель, построенную в первой части, можно вписать финансовый сектор, в первую очередь, банки, как это выглядит в контексте политики инфляционного таргетирования и как устроена современная фискальная политика. Эта часть, по сути, расширяет базовую макроэкономику, делая её более реалистичной и приближённой к современным реалиям.
Последняя часть посвящена моделированию финансовых циклов и макропруденциальной политики. Она ориентирована на то, чтобы показать, какие новые вызовы появились, что нам необходимо осознать и вписать в макроэкономику, как расширяется инструментарий и виды макроэкономической политики. В этой части, помимо основных идей и понятий, возникает много вопросов о том, как продолжать моделировать, осмыслять и включать новые подходы в процесс. Поэтому заключительный блок курса — про всё то новое, что относительно недавно стало появляться, что активно развивается и к чему можно присоединиться.
В чём отличительные особенности этого курса? Во-первых, базовые модели либо дополняются, либо немного переформулируются, чтобы учесть такие важные вещи, как институциональные особенности разных экономик и гетерогенность экономических агентов. Мы перестаём считать, что у нас есть один репрезентативный потребитель, мы вспоминаем, что существуют богатые и бедные, мы понимаем, что государство не едино: есть Центральный банк, есть правительство, и они могут действовать по-разному.
То есть мы возвращаем в базовые, достаточно простые модели более разнообразный контекст. И, наконец, мы вводим туда современную денежно-кредитную политику. Мы уходим от того, что в базовых моделях регулируется денежная масса, и переходим к тому, что действительно происходит сейчас — к инфляционному таргетированию и управлению ставкой процента.
Кроме того, в курс вводится понятие финансового цикла и макропруденциальной политики. Это результат развития макроэкономики последних 10−15 лет. Всё это отталкивается от кризиса 2008−2009 годов, который мы обсуждаем, выясняем, почему он произошёл, что случилось после него и какие изменения в финансовой сфере и регулировании происходят и, возможно, будут происходить дальше с учётом новых вызовов. Это своего рода открытая история, которая продолжается. Лет через 10−15 у нас, скорее всего, появится больше теорий и тем, которые можно будет обсудить в подобном курсе.
В заключение я скажу несколько слов про литературу. Полезно иметь под рукой базовый учебник по макроэкономике. Я могу порекомендовать наш с коллегами учебник, и я обеспечу доступ к основным главам, чтобы вы могли освежить понятия, которые мы будем использовать, предполагая, что вы уже с ними знакомы.
Отправной точкой для создания этого курса послужил учебник британских экономистов Венди Карлин и Давида Соскиса. В нём они на простых моделях разбирают достаточно сложные явления, стараются вписать институциональный контекст и обсуждают проблему неравенства, которая, безусловно, является одной из самых серьёзных глобальных проблем человечества.
Кроме того, к каждой лекции я буду рекомендовать дополнительные материалы: научные статьи, отчёты регуляторов, аналитические обзоры — всё то, что может быть полезно тем, кто захочет глубже погрузиться в отдельные темы.