ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
моделирование
закрытой экономики
макроэкономика
промежуточного
уровня:
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, аспирантов, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
Начало курса
06 октября 2025
ЮЛИЯ ВЫМЯТНИНА
2000 ₽
В презентации курса преподаватель кратко расскажет, что ждёт людей, записавшихся на него. А чтобы окончательно определиться с тем, подходит ли вам этот курс, первую лекцию из него мы публикуем бесплатно.
Презентация курса
Первая лекция
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Начало курса: 06 октября
Записаться на курс можно до 13 октября 2025 г. включительно
Все задания по курсу необходимо выполнить до 15 января 2026 г. включительно.

Цель курса:
  • познакомить слушателей с адаптацией современных моделей в области макроэкономики и макрофинансов для более реалистичного анализа экономической ситуации и понимания современной макроэкономической политики;
  • показать возможности использования результатов макроэкономических исследований последних лет в преподавании макроэкономики на промежуточном уровне (старшие курсы бакалавриата, магистратура);
  • расширить понимание слушателями современных макроэкономических дискуссий и исследований.

Результаты освоения курса:
  • уметь анализировать происходящие в экономике события с опорой на современные макроэкономические модели;
  • интерпретировать проводимую Центробанком и Правительством макроэкономическую политику с учетом современных макроэкономических моделей;
  • прогнозировать последствия различных мер макроэкономической политики в закрытой экономике;
  • знать современные макроэкономические модели закрытой экономики;
  • понятия кредитного и финансового циклов и их влияние на экономический цикл;
  • основные инструменты современной макроэкономической политики.

Необходимые базовые знания: Слушатели программы должны иметь высшее профессиональное образование.

Продолжительность курса: 10 недель.

Учебная нагрузка: 4−5 часов самостоятельных занятий в неделю.
ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить:

— Электронный сертификат Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификация публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: условия зачисления на курс можно найти здесь.

Продолжительность курса

72 часа

10 недель

Образовательная программа состоит из 10 разделов (модулей)

в каждом модуле есть видеолекция, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

Итоговая оценка складывается из тестовых заданий для промежуточной оценки, а также по результатам итоговой аттестации.

Юлия Викторовна Вымятнина
Преподаватель
профессор Школы вычислительных социальных наук Европейского университета в Санкт-Петербурге, соавтор учебника «Макроэкономика: учебник для вузов»

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Совокупный спрос
Лекция посвящена обсуждению моделирования совокупного спроса с учетом современных макроэкономических исследований. Слушателям напоминается интерпретация совокупного спроса как одного из способов расчета ВВП, обсуждается корректное, но простое моделирование инвестиций и потребления в рамках совокупного спроса. Отдельное внимание уделяется моделированию ориентации совокупного спроса на будущее (ожиданий), а также влияние на совокупный спрос неравенства по доходам и богатству с примером на российском материале.
2.
2.
Рынок труда и совокупное предложение
Лекция посвящена обсуждению того, что определяет безработицу в современном понимании этого термина в статистике. Особое внимание уделяется специфике рынка труда в части эффективных заработных плат и влиянию совокупного спроса на установление равновесной заработной платы. Отдельно разбираются моделирование кривой установления заработной платы и кривой установления цен. Материал завершается переходом от моделирования рынка труда к современной кривой Филлипса и совокупному предложению.
3.
3.
Моделирование поведения государства
Лекция посвящена обсуждению основных направлений современной макроэкономической политики и основных институтов, ответственных за ее проведение. Особое внимание уделяется обсуждению распространенного современного варианта денежно-кредитной политики — инфляционного таргетирования. Слушателям показывается логика вывода правила денежно-кредитной политики, а также особенности реакции Центробанка при режиме инфляционного таргетирования на шоки совокупного спроса и совокупного предложения.
4.
4.
Ожидания и макроэкономическая политика
Лекция посвящена моделированию ожиданий в макроэкономике. Вводятся понятия риска и неопределенности для понимания отличий и сходств между этими понятиями. Рассматриваются основные типы ожиданий, используемых в макроэкономических моделях. Слушателям напоминается понятие критики Лукаса. Обсуждается возможный «инфляционный уклон» в случае, если ЦБ не является полностью независимым. Особое внимание уделяется случаю гистерезиса экономической активности в результате сильной рецессии и возможной реакции на него со стороны Центробанка.
5.
5.
Деньги и банковская система
Лекция посвящена рассмотрению финансовой системы в рамках макроэкономических моделей. Предложена упрощенная модель финансовой системы, позволяющая рассмотреть взаимосвязи разных видов макроэкономической политики. Слушатели получат представление о механизмах трансмиссии денежно-кредитной политики через банковскую систему. В рамках лекции напоминается понятие денег в экономике, моделирование спроса и предложения денег. Обсуждаются основные функции банковской системы, анализ основных составляющих балансов банков и Центробанка, позволяющий рассмотреть модель денежного мультипликатора. В лекции также даны пояснения относительно управления резервами банковской системы в условиях инфляционного таргетирования на российском примере.
6.
6.
Денежно-кредитная политика
Лекция посвящена обсуждению современной денежно-кредитной политики. В рамках лекции кратко представлена история перехода к инфляционному таргетированию. Детально рассмотрено, как предпочтения Центробанка относительно достижения цели по инфляции в противовес достижению определенного уровня выпуска влияют на экономическую динамику в условиях инфляционного таргетирования. Обсуждаются правила денежно-кредитной политики, а также некоторые детали трансмиссионного механизма ЦБ. Дается представление о нетрадиционных мерах денежно-кредитной политики и ее влиянии на неравенство.
7.
7.
Фискальная политика
Лекция посвящена современной фискальной политике. В лекции рассмотрены основные понятия, связанные с фискальной политикой, возможности и ограничения этого вида макроэкономической политики. Отдельное внимание уделяется мультипликатору сбалансированного бюджета. Обсуждается проблема накопления государственного долга и возможность стимулирующего эффекта госдолга в условиях рикардианской эквивалентности. В заключение обсуждается т.н. долговой уклон — вопрос растущего госдолга в развитых странах.
8.
8.
Финансовые циклы и экономика
Лекция посвящена обсуждению влияния финансовой системы на экономическую динамику. Важное место в этой теме занимает т.н. гипотеза финансовой нестабильности Хаймана Мински. Отдельное внимание уделяется понятиям кредитного и финансового циклов и механизмам, обусловливающим их формирование и развитие. Понятие финансового цикла позволяет объяснить логику развития финансового кризиса, который появляется несмотря на ответственную макроэкономическую политику властей, не учитывающих динамику основных показателей развития финансовой системы. В завершение обсуждается понятие балансовой рецессии.
9.
9.
Применение теории к практике: кризис 2008-2009
Лекция посвящена анализу финансового кризиса 2008−2009 гг. в свете изученных ранее в курсе моделей и понятий. Отдельно разбираются предпосылки возникновения этого кризиса в США, поскольку именно эта страна стала источником «заражения» кризисными явлениями всех остальных стран. Особое внимание уделяется анализу проводимой во время этого кризиса макроэкономической политике в разных странах, а также вопросам влияния этого кризиса на динамику неравенства.
10.
10.
Финансовая стабильность и макроэкономическая политика
Лекция посвящена обозначению проблемы финансовой нестабильности, ее влияния на ситуацию в экономике в целом, а также возможным путям решения прогнозируемых проблем. Особое внимание в лекции уделено вопросам макропруденциальной политики и обсуждению т.н. «нетрадиционных» финансов — новых финансовых инструментов и сервисов, значительно размывающих понятие финансовой системы в последние годы.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература

  1. Вымятнина Ю.В., Борисов К. Ю., Пахнин М. А. «Макроэкономика: учебник для вузов». М.: Юрайт. 2025.
  2. Антонова Д.В., Вымятнина Ю. В. Выявление и прогнозирование кредитных циклов в России // Финансы и бизнес. № 3 (Т. 13). 2017. С. 3−19.
  3. Vymyatnina Yu.V., Artemova M.V. Financial cycles in the Eurasian Economic Union // Финансы и бизнес. № 4 (Т. 15). 2019. С. 40−80.
  4. Гребенников П.И. О модернизации макроэкономики // Финансы и бизнес. № 2 (Т. 16). 2020. С. 3−33.


Дополнительная литература

  1. Carlin W., Soskice D. Macroeconomics: Institutions, Instability and Inequality / Oxford University Press. 2024. 1024 pp.
  2. Макроэкономический симулятор для работы с разбираемой моделью (на базе Excel)