Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
стоимость курса:
8000 ₽
для других слушателей:
для учителей, студентов, аспирантов, сотрудников музеев и библиотек:
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:

БЕСПЛАТНО
Начало курса
07 октября 2024
АМИРАН УРУШАДЗЕ
2000 ₽
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Начало курса: 07 октября 2024 г.
Записаться на курс можно до 28 октября включительно
Все задания по курсу необходимо выполнить до 30 декабря 2024 г. включительно.

Цель курса:
  • познакомить слушателей с историографией истории Российской империи, ключевыми темами, классическими текстами, современными дискуссиями и новыми подходами;
  • показать возможности использования сравнительного подхода к изучению империй;
  • расширить представление слушателей относительно возможных тем исследования и исследовательских приемов, используемых современными историками.

Необходимые базовые знания: Слушатели программы должны иметь высшее профессиональное образование.

Продолжительность курса: 8 недель.

Учебная нагрузка: 4-5 часов самостоятельных занятий в неделю.

ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить:

— Электронный сертификат Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов.

——
NB: условия зачисления на курс можно найти здесь.

Продолжительность курса

54 часа

8 недель

Образовательная программа состоит из 8 разделов (модулей)

в каждом модуле есть видеолекция, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

За каждой пройденной темой следует тест или письменное «творческое задание». Итоговая работа подразумевает написание эссе.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Как сегодня изучают империи
Лекция посвящена обзору актуальных концептов и подходов к изучению империй. Будет предложен ответ на вопрос: почему парадигма национальной истории не самая подходящая для анализа империи? Важным рубежом в развитии исследований империи стал выход книги А. Каппелера «Россия – многонародная империя». В лекции будет рассмотрен концепт «многонародного государства». Проанализируем значение и особенности использования концепта «фронтир». Рассмотрим концепт «имперской гибридности», который предлагался в работах Ф. Купера. Поговорим о проекте новой имперской истории и его результатах, а также о концепте «имперской ситуации».  
2.
2.
Рождение империи
В лекции рассмотрим «раннюю» и «позднюю» концепции рождения Российской империи. Часть исследователей считает, что Российская империя начала складываться в XVI в., когда Иван IV Грозный завоевал Казань и Астрахань. Большинство историков считает, что основоположником империи в России стал Петр I, победивший шведов в Северной войне. Наконец, еще одно направление в историографии представляет версию, согласно которой империя в Россию пришла с идеями Просвещения во второй половине XVIII в. Критически разберем аргументы сторонников этих историографических версий.
3.
3.
Управление империей
Лекция посвящена институтам и практикам управления в Российской империи. Поговорим о «естественном» ограничении власти российских императоров. О министрах, наместниках и генерал-губернаторах. На примерах рассмотрим роль чиновников-канцеляристов. Поговорим о значении экспертного знания в административной политики Российской империи. Рассмотрим особенности взаимодействия центрального правительства и окраин Российской империи. Определим разнообразие неформальных связей имперских элит и роль протекции и политического лоббизма.
4.
4.
Элиты Российской империи
В этой лекции поговорим о разнообразии элит Российской империи. Присоединяя новые территории империя, в первую очередь, рассчитывала на лояльность местных элит, которые получали различные возможности для инкорпорации в большое имперское пространство. При этом, можно говорить об элитах различного статуса и уровня. Можно выделить элиты региональные и элиты империи. Рассмотрим в лекции как Российская империя инкорпорировала различные элитные группы.
5.
5.
Самая долгая и трудная война
В этой лекции поговорим о Кавказской войне – самом продолжительном военно-политическом конфликте в истории Российской империи. Кавказская война и неопределенность ее хронологических границ. Трансформация методов ведения войны. Потери и приобретения империи. Рассмотрим так называемую «кавказскую войну историографий» и историографическую эволюцию образа Шамиля и его мюридов. Проанализируем современные подходы к описанию Кавказской войны. Поговорим о культурном значении Кавказа в российской истории.
6.
6.
Ориентализм и Российская империя
В лекции будет рассмотрена концепция ориентализма, предложенная в одноименной книге Э. Саида, а также историографическая дискуссия о применимости «ориентализма» к истории Российской империи. Поговорим о подходах, предложенных А. Халидом и Н. Найтом. Рассмотрим возможности и пределы использования саидовского концепта к истории Российской империи. 
7.
7.
Национальные движения и имперская идея
В лекции будет рассмотрен процесс формирование национальных движений в Российской империи. Проанализируем концепт «нации» и его значение в общественной мысли XVIII–XIX вв. Поговорим о работе А.И. Миллера «Империя Романовых и национализм». Рассмотрим понятие «русское дело» и национальное движение русских на окраинах империи.
8.
8.
”Неизбежность” революции и альтернативы развития в начале XX в.
Лекция посвящена обзору историографической дискуссии между историками-«оптимистами» и историками-«пессимистами». «Оптимисты» считают, что Российская империя являлась эффективно развивавшимся государством, которое успешно справлялось с вызовами социально-экономической и политической модернизации. Роковое значение имела Первая мировая война – «черный лебедь» империи Романовых. «Пессимисты», напротив, полагают, что Российская империя находилась в состоянии затянувшегося упадка и разрушения, и ее окончательный крах был неизбежен.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
  • Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказская война. М., 1994.

  • Вульпиус Р. Рождение Российской империи. Концепции и практики политического господства в XVIII веке. М., 2023.

  • Каппелер А. Россия — многонациональная империя. М., 2001.

  • Ливен Д. Российская империя и ее враги c XVI в. до наших дней. М., 2007.

  • Миллер А. И. Империя Романовых и национализм. Эссе по методологии исторического исследования. М., 2010.

  • Национальные окраины в политике Российской империи и русской общественной мысли / Общ. ред. А. Т. Урушадзе. Ростов-на-Дону, 2020.

  • Ремнев А. В. Самодержавное правительство: Комитет министров в системе высшего управления Российской империи (вторая половина XIX — начало XX в.). М., 2010.

  • Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет. Антология / Сост. П. Верт, П. С. Кабытов, А. И. Миллер. М., 2005.

  • Российская империя в сравнительной перспективе: Сборник статей / Под ред. А. И. Миллера. М.: Новое издательство, 2004.

  • Российская империя между реформами и революциями, 1906−1916. Коллективная монография / под ред. А. И. Миллера и К. А. Соловьева. М., 2021.

  • Уортман Р. Сценарии власти: мифы и церемонии Российской монархии. М., 2002.
Амиран Урушадзе
Преподаватель
Кандидат исторических наук, декан факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор книг «Кавказская война. Семь историй» (Москва, Новое литературное обозрение, 2018) «Вольная вода. Истории борьбы за свободу на Дону» (Москва, Новое литературное обозрение, 2020). Изучает историю Российской империи, ее формирование, управление и распад.