Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, аспирантов, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
Начало курса
30 сентября 2024
ВЛАДИМИР КАРТАВЦЕВ
2000 ₽
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Начало курса: 30 сентября 2024 г.
Записаться на курс можно до 21 октября 2024 г. включительно
Все задания по курсу необходимо выполнить до 03 февраля 2025 г. включительно.

Цель курса: научить слушателей ориентироваться в совокупности исследовательских инструментов и подходов, характерных для области качественных исследований в социологии, а также – сформировать навыки по разработке программы исследования и соответствующего инструментария.

Задачи курса:
  • Научить слушателей разбираться в эпистемологических и теоретических основаниях концептуализации и операционализации в качественных исследованиях;
  • Разбираться в актуальном наборе фреймворков, в которых применяются качественные социологические методы (REAPFQI+, коллаборативная этнография, мультилокальная этнография, автоэтнография, мультисенсорная этнография, партисипаторные исследования и т.д.).
  • Освоить совокупность теоретических и эпистемологических оснований сбора и анализа данных в рамках качественных исследований;

Необходимые базовые знания: Слушатели программы должны иметь высшее профессиональное образование и уметь читать специальную литературу на английском языке.

Продолжительность курса: 15 недель.

Учебная нагрузка: 4-5 часов самостоятельных занятий в неделю.

ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить:

— Электронный сертификат Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификация публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: условия зачисления на курс можно найти здесь.

Продолжительность курса

108 часов

15 недель

Образовательная программа состоит из 15 разделов (модулей)

в каждом модуле есть видеолекция, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

Итоговая оценка складывается из двух эссе, одно из которых нужно написать после 8-го модуля, а второе в конце курса. Тексты проверяются и оцениваются преподавателем.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Сфера современных прикладных обследований (REAPFQI+)
Особенности прикладных исследований в современном мире. Способы сочетания различных методов сбора и интерпретации данных. Методическая триангуляция. Пролиферация исследовательских методик.
2.
2.
Базовые качественные методы: исследовательские интервью
Типология интервью по объекту и задачам исследования. Типология интервью по их внутренней драматургии. Типология вопросов. Гайд интервью. Структура исследовательского интервью.
3.
3.
Базовые качественные методы: фокус-группы
Цель проведения фокус-групп. Типы фокус-групп. Отбор респондентов. Интеграция фокус-группового и иных методов качественного исследования.
4.
4.
Базовые качественные методы: наблюдение
Цель проведения наблюдений. Типы наблюдений. Отбор локаций для проведения наблюдений. Результат наблюдений. Интеграция наблюдения и иных методов качественного исследования.
5.
5.
Типы выборок в качественных исследованиях
Выборка типичных случаев, выборка экстремальных случаев, метод снежного кома, критериальные и конформные выборки.
6.
6.
Анализ и интерпретация качественных данных: сюжет как базовая единица интерпретации
Сюжет как базовая единица интерпретации, отличие факта от сюжета, принципы построения аналитического нарратива.
7.
7.
Анализ и интерпретация качественных данных: обоснованная теория (grounded theory)
Методики сбора, кодирования и интерпретации данных в ОТ. Анализ методологического инструментария представителей различных поколений ОТ. Азы работы в специализированных программных пакетах.
8.
8.
Концептуализация
Концептуализация и концепт-граф, конститутивные и атрибутивные концепты, принципы формирования исследовательских гипотез.
9.
9.
Партисипаторные исследования
Субъект исследования как методологическая проблема, ч. 1. Самособирающиеся выборки. Гражданская наука. Разбор кейсов.
10.
10.
Коллаборативные исследования
Субъект исследования как методологическая проблема, ч. 2. Работа в исследовательских коллективах. Распределение задач и ролей. Плюсы и минусы исследований такого рода. Разбор кейсов.
11.
11.
Автоэтнографические исследования
Субъект исследования как методологическая проблема, ч. 3. История автоэтнографии и основные направления внутри подхода. Оценка эвристики данного подхода. Разбор кейсов.
12.
12.
Полилокальные исследования
Субъект исследования как методологическая проблема, ч. 4. Проблема локальности в прикладных качественных исследованиях. Способы бесшовной связи различных исследовательских топосов. Проблема границ исследовательского поля. Разбор кейсов.
13.
13.
Визуальные исследования
Объект исследования как методологическая проблема, ч. 1. Задачи и методика проведения визуальных исследований и способы представления итоговых результатов. Разбор кейсов.
14.
14.
Ольфакторные исследования
Объект исследования как методологическая проблема, ч. 2. Задачи и методика проведения ольфакторных исследований и способы представления итоговых результатов. Разбор кейсов.
15.
15.
Мультисенсорные исследования
Объект исследования как методологическая проблема, ч. 2. Задачи и методика проведения ольфакторных исследований и способы представления итоговых результатов. Разбор кейсов.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература

  1. Батыгин Г. С. (1995) Лекции по методологии социологических исследований, М.: Аспект Пресс.
  2. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. – М.: ЦСП и М, 2013
  3. Vindrola-Padros, C. (2020) Rapid ethnographies: a practical guide, Cambridge University Press.
  4. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. (2009) Качественные методы. Полевые социологические исследования, СПб.: Алетейя.
  5. Brinkmann S. (2013) Qualitative Interviewing, Oxford: Oxford University Press.


Дополнительная литература

  1. Gubrium J. F., Holstein J. A. (1997) The New Language of Qualitative Method, Oxford: Oxford University Press.
  2. Robson, C., & McCartan, K. (2015). Real World Research, 4th Edition. John Wiley & Sons.
  3. Brinkmann, S. (2012). Qualitative inquiry in everyday life: Working with Everyday Life Materials. London: SAGE.
  4. DeWalt, K. M., & DeWalt, B. R. (2011). Participant observation: A guide for Fieldworkers. Lanham, MD: Altamira Press.
  5. Fina, A. D., & Georgakopoulou, A. (2019). The Handbook of Narrative Analysis. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
  6. Brinkmann, S. (2022). Qualitative interviewing: Conversational knowledge through research interviews. New York, NY: Oxford University Press.
  7. Morse, J. M. (2016). Developing grounded theory: The second generation. London: Routledge.
  8. Suddaby, R. (2006). From the editors: What grounded theory is not. Academy of Management Journal, 49(4), 633-642.
  9. Забаев И. В. Логика анализа данных в обоснованной теории (grounded theory): версия Б. Глезера // Социология. 2011. No 4. С. 124–142.
  10. Czarniawska, B. (2013). Narratives in social science research. London: SAGE.
  11. Elliott, J. (2011). Using narrative in social research: Qualitative and quantitative approaches. Los Angeles, CA: SAGE.
  12. Van Duijn, S. (2020). Everywhere and nowhere at once: The challenges of following in multi-sited ethnography. Journal of Organizational Ethnography, 9(3), 281-294.
  13. Marcus, G. E. (1995). Ethnography in/of the world system: The emergence of multi-sited ethnography. Annual Review of Anthropology, 24(1), 95-117.
  14. Картавцев В. В. (2021) Быстрая этнография (REAPFQI+): к прагматике полевых обследований. Социология власти, 33 (3): 52-77.
  15. Vaughn, L. M., & Jacquez, F. (2020). Participatory research methods – choice points in the research process. Journal of Participatory Research Methods, 1(1).
  16. Lassiter, L. (2005). Collaborative Ethnography and public anthropology. Current Anthropology, 46(1), 83-106.
  17. Lenette, C. (2022). What is participatory action research? Participatory Action Research, 1-20.
  18. Рогозин, Д.М. Как работает автоэтнография? // Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. No 1. С. 224-273.
  19. Рогозин, Д. М. Конформная выборка в торговых центрах // Социологический журнал. 2008. No 1. С. 22-49.
  20. Lindborg, P., & Liew, K. (2021). Real and imagined smellscapes. Frontiers in Psychology, 12.
  21. Xiao, J., Aletta, F., Radicchi, A., McLean, K., Shiner, L. E., & Verbeek, C. (2021). Recent advances in Smellscape Research for the built environment. Frontiers in Psychology, 12.
  22. Gao, Y., Wang, C., Huang, M., & Guo, W. (2022). A new perspective of sustainable perception: Research on the smellscape of urban block space. Sustainability, 14(15).
  23. Samuels, D. W., Meintjes, L., Ochoa, A. M., & Porcello, T. (2010). Soundscapes: Toward a sounded anthropology. Annual Review of Anthropology, 39(1), 329-345.
  24. Pink, S. (2015). Doing sensory ethnography. Thousand Oaks (CA): Sage.
  25. Watzlawik, M., & Salden, S. (2022). Courageous methods in cultural psychology. Cham, Switzerland: Springer.
  26. Adler F., Operational Definitions in Sociology // The American Journal of Sociology, Vol. 52, No. 5 (1947), pp. 438-444
  27. Bridgman P.W. The logic of modern physics. New York: The Macmillan Company, 1958.
  28. Garfinkel, H., "Evidence for Locally Produced, Naturally Accountable phenomena of Order // Sociological Theory, Vol. 6 No. 1(1988) pp. 103-109.
  29. Lazarsfeld P. F., Recent Developments in Latent Structure Analysis // Sociometry, Vol. 18, No. 4, (1955), pp. 391- 403
  30. Lundberg G.A., Foundations of sociology, NY: The Macmillan Company, 1939.
  31. Nowak S. Methodology of sociological research: General problems // Transl. from Polish by M.O. Lepa. Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1968.
  32. Луман Н. «Что происходит?» и «Что за этим кроется?». Две социологии и теория общества // Теоретическая социология. Антология / Под ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 2. С. 319—352.
  33. Рогозин Д. М., Когнитивный анализ опросного инструмента. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2002.
  34. Рорти Р., Случайность, Ирония и Солидарность, М.: Русское феноменологическое общество, 1996
Владимир Картавцев
Преподаватель
преподаватель Факультета социальных наук МВШСЭН, сооснователь исследовательского агентства Synopsis Group. Область профессиональных интересов: методология проведения комбинированных социологических исследований.