ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
ИСТОРИЯ
Экономических
учений
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, преподавателей из стран СНГ, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
Начало курса
22 сентября 2025
РУСЛАН ХАИТКУЛОВ
2000 ₽
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Начало курса: 22 сентября
Записаться на курс можно до 06 октября 2025 г. включительно
Все задания по курсу необходимо выполнить до 28 февраля 2026 г. включительно.

Цель курса:
  • познакомить слушателей с основными этапами развития экономической мысли, ключевыми мыслителями, классическими текстами экономической науки, современными подходами и дискуссиями о развитии экономической науки;
  • показать возможности использования плюралистического подхода в экономической теории;
  • расширить представление слушателей относительно возможных тем исследования и исследовательских приемов, используемых современными экономистами.

В результате освоения курса
вы научитесь:
  • критически анализировать источники экономической мысли прошлого;
  • использовать экономические теории для анализа хозяйственной практики;
  • проводить сравнительный анализ экономических теорий и школ;
будете знать:
  • основные школы экономической мысли и их наиболее значимых представителей;
  • ключевые дискуссии в истории экономической мысли;
  • основные проблемы и подходы философии экономической науки.

Необходимые базовые знания: Слушатели программы должны иметь высшее профессиональное образование.

Продолжительность курса: 20 недель.

Учебная нагрузка: 4−5 часов самостоятельных занятий в неделю.
ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить:

— Электронный сертификат Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца, выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификации, публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: условия зачисления на курс можно найти здесь.
ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ
видео
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.

Читать текстовую версию ↓

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Руслан Хаиткулов, я занимаюсь историей экономической мысли и хотел бы пригласить вас на наш курс по истории экономических учений. Он состоит из двадцати лекций и охватывает период от древнейших времён до наших дней.

Мы посмотрим, как экономическая мысль зародилась у древних греков, как экономическая проблематика осмыслялась в Средневековье — в богословских трактатах, в рамках схоластической мысли. Затем обратимся к более позднему периоду и рассмотрим развитие меркантилистской мысли.

Мы обсудим, как в XVI—XVIII вв.еках чиновники, администраторы, предприниматели и спекулянты писали о том, как сделать нацию богатой. Далее обратимся к зарождению современной экономической науки. Рассмотрим, как появлялись первые попытки мыслить систематически.

Мы увидим, какие проекты существовали, как они конкурировали между собой, в чём заключались их различия и какой из них победил. Отдельное внимание уделим классическому периоду, рассмотрим таких пионеров экономической мысли, как Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль.

Затем мы проанализируем переход к марксистской политической экономии и критические реакции на английскую классическую политическую экономию. В частности, разберём проект критики политической экономии Карла Маркса и проект национальной политической экономии Фридриха Листа.

Далее обратимся к маржиналистской революции как радикальному перелому в развитии экономической теории. Поговорим о том, как можно описывать подобного рода научные революции. Мы рассмотрим, как в результате кейнсианской революции с одной стороны сформировался мейнстрим экономической теории XX века, а с другой — появились альтернативные, неортодоксальные направления.

Мы проследим, как развивалась марксистская экономическая теория в XX веке, и обсудим вклад таких неортодоксальных экономистов, как Пьеро Сраффа и Хайман Мински. Затем перейдём к более поздним концепциям.

Мы поговорим о возникновении экономического империализма и поведенческой экономики. Завершим курс разделом, посвящённым философии и методологии современной экономической науки.

Прослушав курс по истории экономических учений, вы получите представление о том, какой долгий и сложный путь прошла экономическая теория — от зарождения до наших дней. Курс построен с позиции плюралистического подхода: внимание уделяется не только тем теориям, которые составляли мейнстрим экономической науки, но и тем, что этот мейнстрим критиковали.

После завершения курса вы сможете организовать аналогичный в своём университете, обогатить уже существующие курсы новыми темами или внедрить отдельные элементы в преподавание других экономических дисциплин, чтобы показать более полную картину развития экономической мысли.

Я приглашаю вас на наш курс и буду рад видеть всех слушателей.

Продолжительность курса

72 часа

20 недель

Образовательная программа состоит из 20 разделов (модулей)

в каждом модуле есть видеолекция, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

Итоговая оценка складывается из тестовых заданий для промежуточной оценки, а также по результатам итоговой аттестации.

РУСЛАН ХАИТКУЛОВ ОТВЕЧАЕТ
НА НАШИ ВОПРОСЫ:
— Почему будущему экономисту важно изучать и знать историю экономических учений?
— Курс «История экономических учений» является базовым курсом для всех экономистов. Дело в том, что этот курс, как правило, входит в стандартный университетский набор курсов для высшего образования экономистов. И на то есть достаточно веские причины. Дело в том, что экономика, как наука, устроена довольно сложно.

Экономика — это наука, которая прошла очень большой, очень нелинейный путь, с одной стороны, а с другой стороны, экономика — это наука, в которой было множество школ, это наука, в которой были свои научные революции. Это наука, у которой была в целом очень интересная эволюция под влиянием как внешних факторов, то есть изменений в хозяйственной жизни или же под воздействием других наук, так и внутренних, когда, собственно, сама логика развития экономической теории диктовала какие-то изменения.

Поэтому любой человек, который занимается экономической наукой, должен в целом представлять основные вехи ее развития. Дело в том, что в прошлом были сформулированы основные концепции, которыми мы пользуемся до сих пор, и нам важно эти концепции опознавать. Еще Альфред Маршалл говорил, что в экономической науке мы всегда встречаем старых знакомых в новых одеждах. Важно понимать, что это те же самые концепции сейчас, может быть, выполнены на каком-то более высоком техническом уровне, но содержательно они остаются такими же. Более того, мы видим, что зачастую те идеи, которые были когда-то даже, может быть, отвергнуты, возвращаются в экономическую науку, возвращаются иногда не по одному разу и до сих пор оказывают влияние на наше мышление.

Поэтому нам необходимо понимать, как вообще сформировалось наше текущее экономическое знание, под воздействием каких факторов, какие ученые и каким образом поучаствовали в формировании этого знания. Это некоторый базовый элемент культуры экономиста, если так можно выразиться.

Было бы странно представить себе профессионального экономиста, который, например, не знает, кто такой Адам Смит. Это примерно так же, как представить себе профессионального филолога, который никогда не слышал про существование Гомера. Поэтому этот курс в целом необходим тем, кто связан с изучением экономической науки.
— Чем этот курс отличается от курса ВШЭ по истории экономических учения, который выходил на Coursera:
— Курс на Coursera — это замечательный курс, сделанный замечательным составом профессиональных историков экономической мысли, но, конечно, все равно отличия есть и они касаются нескольких аспектов. Во-первых, это касается тематических аспектов. Дело в том, что в данном курсе представлены некоторые темы, которые либо не были никак затронуты в том курсе, либо были затронуты очень фрагментарно. Так, например, в нашем курсе есть повествование о некоторых гетеродоксальных теориях в 20 веке. Например, мы говорим про аналитический марксизм, мы говорим про посткейсианскую теорию, мы говорим, например, про наследие Альберта Хиршмана, так что есть отличия тематические.

Второе отличие связано с тем, что наш курс немножко более свежий, и поэтому он включает какие-то вещи, во-первых, просто с точки зрения развития истории экономической мысли, более свежие, как, например, некоторые последние достижения поведенческой экономики, с одной стороны, а с другой стороны, если мы записываем курс немножко позднее, у нас есть возможность опираться на более поздние исследования.

И, наконец, третья особенность касается просто авторского подхода. Неизбежно, даже если мы говорим о каких-то совершенно классических авторах, о Смите или же о Марксе, или же еще о каком-то наборе канонических экономистов, все равно влияние оказывает личный творческий путь, личные исследования, потому что при том, что мы читали, безусловно, одни и те же книги этих экономистов, но вторичная литература, на которую мы опирались, она неизбежно оказывается разной просто потому, что она никогда не совпадет на 100%, и изложение даже одних и тех же тем будет выглядеть немножко по-разному в исполнении разных людей со своим исследовательским путем или интересами.
Руслан Гафурович Хаиткулов
Преподаватель
старший преподаватель департамента теоретической экономики факультета экономических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель программы «Экономика и социальные науки» Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Введение. Донаучная стадия
В начале первой лекции будет рассмотрена общая проблематика истории науки и специфические особенности развития экономической теории. Затем мы перейдем к анализу экономической мысли Античности и рассмотрим особую роль Аристотеля как первооткрывателя экономики, его учение об экономике и хрематистике, понятии справедливой цены. Затем мы обратимся к средневековой схоластической традиции и рассмотрим, каким образом она трактовала проблематику частной собственности, справедливой цены и взимания процента.
2.
2.
Меркантилизм
В данной лекции будет рассмотрен донаучный этап экономической мысли, возникший в XVI—XVIII вв. — меркантилизм. Мы начнем с предпосылок возникновения этого учения, выделим характерные для меркантилизма темы и рассмотрим узкое и широкое определение меркантилизма. Затем мы проследим историческое развитие данного учения и проиллюстрируем его при помощи кейсов реальной меркантилистской экономической политики в Великобритании и Франции.
3.
3.
Зарождение теории
В рамках данной лекции будет рассмотрено несколько теоретических проектов будущей экономической науки, предложенных авторами XVII—XVIII вв. Мы поговорим о трудах Уильяма Петти, Ричарда Кантильона, Джеймса Стюарта и Джона Ло и об отличительных особенностях их теоретических подходов. В завершении мы рассмотрим «Басню о пчелах» Бернарда де Мандевиля и ее влияние на последующее развитие экономической теории.
4.
4.
Физиократия
В рамках данной лекции мы поговорим о первой экономической школе, появившейся в середине XVIII в. во Франции. Мы рассмотрим основные теоретические предпосылки физиократов, а также ключевые концепции — чистый продукт, первоначальные и ежегодные авансы, деление общества на три класса. Затем мы проанализируем, как работает созданная Франсуа Кенэ «Экономическая таблица», показывающая, как в рамках годового кругооборота производится, распределяется, обменивается и потребляется продукт, и обратимся к основным практическим выводам физиократов. В завершении лекции мы рассмотрим влияние школы физиократов на дальнейшее развитие экономической теории.
5.
5.
Адам Смит
В рамках данной лекции мы обратимся к наследию человека, стоящего у истоков классической экономической науки — к Адаму Смиту. Мы начнем разговор с его раннего творчества — с книги «Теории нравственных чувств», и сопоставим его концепцию человека в данном труде с более поздними. Затем мы обратимся к тому, как Смит трактует понятия богатства, поговорим о важнейших факторах богатства народов — разделении труда, бережливости и производительности труда. В конце лекции мы уделим время понятию «невидимой руки рынка» и надлежащей роли государства в экономике по Смиту.
6.
6.
Экономическая теория XIX в.
В рамках данной лекции мы рассмотрим, как развивалась экономическая теория в XIX в. Прежде всего, мы обратимся к классикам политической экономии — к Давиду Рикардо, Томасу Мальтусу и Джону Стюарту Миллю. Мы рассмотрим их ключевые теории: теорию земельной ренты, теорию сравнительных преимуществ, теорию народонаселения и другие. Для того, чтобы дать более объемную панораму экономической мысли данного периода, мы обратимся к немецкому критику классической политической экономии — Фридриху Листу, который предложил собственный проект национальной экономической теории.
7.
7.
Карл Маркс
В ходе данной лекции мы обратимся к экономическому наследию Карла Маркса. Мы поговорим о том, какие задачи он ставил перед собой в «Капитале» и почему его не устраивали те ответы, что давали его предшественники, посмотрим на его теорию стоимости и на разгадку секрета прибавочной стоимости (прибыли). Далее мы рассмотрим его закон тенденции к понижению средней нормы прибыли и вытекающие из этого перспективы конца капитализма.
8.
8.
Маржиналистская революция. Австрийская школа
Во время данной лекции мы рассмотрим резкие изменения в экономической теории, произошедшие в 1870-х гг. После того, как мы познакомимся с теорией научных революций, мы поговорим о ключевых отличиях новой маржиналистской парадигмы от классической политической экономии. В результате маржиналистской революции возникли три школы экономической теории — австрийская, англо-американская и лозаннская. В завершении лекции отличительные особенности австрийской школы рассмотрены, основываясь на трудах ее основателя — Карла Менгера.
9.
9.
Англо-американская и лозаннская школы
В этой лекции мы продолжим разговор о школах экономической теории, появившихся в результате маржиналистской революции. Сначала мы разберем особенности теории англо-американской школы на основе трудов А. Маршалла — одного из наиболее влиятельных экономистов того времени. Мы посмотрим на основные инструменты теоретического анализа, появившиеся благодаря Маршаллу, разберем особенности предложенной им методологии, и увидим, почему сам Маршалл предпочитал воспринимать себя как преемника классической теории. Далее мы обратимся к трудам Леона Вальраса, бывшего основоположником лозаннской школы, и рассмотрим его концепцию общего равновесия. В завершение мы обратимся к дискуссиям о природе и причинах маржиналистской революции, которые современные ученые ведут в наше время.
10.
10.
Институционализм
В ходе этой лекции мы обратимся к трудам Торстейна Бунде Веблена — основателя традиционного институционализма. Вебленовский институционализм стал реакцией на избыточную рациональность человека в трудах классиков и маржиналистов. Через обогащение модели человека элементами психологии и обращение к историческому развитию Веблен приходит к совершенно новому типу экономической теории. На основе его главной книги «Теория праздного класса» мы проследим, как, с точки зрения Веблена, эволюционировал важнейший институт современности — праздный класс, как менялись методы демонстративного потребления и демонстративной праздности.
11.
11.
Джон Мейнард Кейнс
Эта лекция посвящена одному из наиболее влиятельных экономистов XX в. — Джону Мейнарду Кейнсу. Сначала мы обратимся к его ранней статье «Конец laissez faire», в которой он излагает свои идеи о причинах победы идеологии невмешательства государства в свободный рынок и критикует ее. Затем мы перейдем к его главному труду — «Общей теории занятости, процента и денег», и рассмотрим его анализ рынка труда, рынка инвестиций и сбережений, рынка ликвидности и экономической системы в целом. В завершении мы поговорим о его практических рекомендациях и рецепции его идей в экономической теории.
12.
12.
Рональд Коуз
В ходе данной лекции мы поговорим об одном из основателей неоинституциональной экономической теории — Рональде Коузе. Сначала мы рассмотрим его статью «Природа фирмы», в которой он предложил свое объяснение того, почему существует фирма. Для того, чтобы понять вклад Коуза в развитие науки, мы также сопоставим его теорию фирмы с теорией Фрэнка Найта. Затем мы перейдем к коузовскому анализу внешних эффектов и сравним его с анализом Артура Сесила Пигу, подход которого до того был наиболее распространенным. В заключении мы поговорим о «теореме Коуза» и ее критике самим Коузом.
13.
13.
Йозеф Алоиз Шумпетер
Эта лекция посвящена одному из самых известных представителей австрийской школы в XX в. — Йозефу Алоизу Шумпетера. Сначала мы обратимся к его раннему труду «Теория экономического развития», и рассмотрим взгляды Шумпетера на теорию развития, предпринимательство, монополию, природу прибыли и процента. Затем мы перейдем к его книге «Капитализм, социализм и демократия», где Шумпетер полемизирует с Марксом и современниками относительно перспектив капитализма, и поговорим о том, почему институциональная структура буржуазного общества отмирает, несмотря на то, что с экономической точки зрения капитализм оказывается вполне жизнеспособным.
14.
14.
Фридрих Август Хайек
В рамках данной лекции мы обратимся к богатому экономическому и социально-философскому наследию Фридриха Хайека. Для того, чтобы представить идейно-теоретический контекст эпохи, мы сначала обратимся к дебатам о возможности рационального расчета при социализме, в которых в том числе участвовал наставник Хайека Людвиг Мизес. Затем мы обратимся к самим трудам Хайека и рассмотрим его теорию спонтанного расширенного порядка, социальной эволюции и децентрализованной обработки информации конкурентными рынками. В завершении мы поговорим о его теории частных денег, в настоящее время использующейся для описания криптовалютных инструментов.
15.
15.
Послевоенная экономическая теория
Эта лекция посвящена развитию как мейнстримной, так и гетеродоксальной экономической теории после Второй Мировой войны. В первой части лекции мы поговорим о неоклассическом синтезе и рецепции идей Кейнса в виде модели IS-LM и кривой Филлипса, а также обсудим проблемы кейнсианской теории в 1970-х гг. Затем мы перейдем к идеям Джона Кеннета Гэлбрейта о трансформации современного капитализма и появлении техноструктуры — прослойки, принимающей ключевые решения в рамках управления корпорациями. В завершении мы поговорим о вкладе Альберта Хиршмана в развитие экономической теории и обратимся к его междисциплинарным исследованиям выхода, голоса и верности, а также риторики реакции и прогресса.
16.
16.
Марксистская экономическая теория в XX в.
В ходе этой лекции мы поговорим об одной из попыток переосмысления и модернизации марксизма в XX в. — об аналитическом марксизме. Это движение, появившиеся в конце 1970-х гг., стремилось обновить марксизм на базе таких инструментов мейнстримной экономической теории, как теория игр и теория общего равновесия, сохранив критический потенциал трудов Маркса. Для иллюстрации того, как возможно реализовать такое совмещение, мы рассмотрим теорию эксплуатации и класса, разработанную Джоном Рёмером. В завершении мы поговорим о причинах, обусловивших закат этого движения, и о его дальнейшем влиянии.
17.
17.
Посткейнсианская экономическая теория
Эта лекция посвящена одной из главных современных гетеродоксальных школ — посткейнсианской экономической теории. Сначала мы поговорим о том, почему посткейнсианцы были недовольны доминирующей интерпретацией Кейнса, в чем состоят их ключевые теоретические утверждения и методологический подход. Затем мы рассмотрим «спор двух Кембриджей» — теоретическую дискуссию о природе капитала как фактора производства. В завершении лекции мы обратимся к наследию Хаймана Мински, критически проанализировавшего природу современных финансовых рынков.
18.
18.
Экономический империализм
Главной темой этой лекции является вторжение экономистов в предметное поле других социальных наук, получившее название «экономический империализм». Мы рассмотрим подход Гэри Беккера, согласно которому отличительной чертой экономической науки является не ее предмет, а ее метод, и затем проследим применение этого метода к таким явлениям, как человеческий капитал, дискриминация, экономика семьи и другим. Затем мы рассмотрим экономический подход к исторической науке и завершим ее разговором об экономическом анализе права.
19.
19.
Поведенческая экономика
Эта лекция посвящена школе, которая вошла в мейнстрим экономической теории сравнительно недавно — поведенческой экономике. В начале лекции по поговорим об истоках — «старой поведенческой экономике» и ее основателе Герберте Саймоне. Затем мы разберем вклад в новую поведенческую экономику наиболее известных ее представителей — Амоса Тверски, Дэниэла Канемана и Ричарда Талера. В завершении мы поговорим о возможности экспериментов в экономической науке и о том, какого рода сложности возникают при интерпретации их результатов.
20.
20.
Философия и методология экономической науки
В завершающей лекции курса мы поговорим о методологии экономической науки. В начале лекции мы поговорим об идеях, в наибольшей степени повлиявших на философскую рефлексию мейнстримной экономике — о фальсификационизме К. Поппера и позитивизме М. Фридмана. Затем мы поговорим о том, почему эти идеи не всегда достаточно полно описывают даже те теории, которые стали классическими в рамках экономической науки, и разберем ряд постпозивистских представлений о том, как функционирует современная экономическая наука.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература

  • Автономов В.С., Ананьин О. И., Макашева Н. А. История экономических учений. М.: Инфра-М, 2002.
  • Аникин А. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Политиздат, 1975.
  • Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2003.
  • Веблен Т. Теория праздного класса. М.: АСТ, 2022.
  • Гэлбрейт Д. К. Новое индустриальное общество. Избранное. М.: Эксмо, 2011.
  • Кантильон Р. Опыт о природе коммерции: общие вопросы. М.: Издательство Института Гайдара, 2024.
  • Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М.: Эксмо, 2017.
  • Кенэ Ф., Тюрго А.Р.Ж., Немур П.С. Д. Физиократы. Избранные экономические произведения. М.: Эксмо, 2011.
  • Лист Ф. Национальная система политической экономии.
  • Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т. I-III. М.: Эксмо, 2020.
  • Рикардо Д. Начала политической экономии и налогообложения. Избранное. М.: Эксмо, 2012.
  • Ронкалья А. Богатство идей: история экономической мысли. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.
  • Сандмо А. Экономика: история идей. М.: Издательство Института Гайдара, 2019.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М: Эксмо, 2022.
  • Хаусман Д. (ред.) Философия экономики: антология. М.: Издательство Института Гайдара, 2012.
  • Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007.