Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
стоимость курса:
БЕСПЛАТНО
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
1500 ₽
для других слушателей:
для учителей, студентов, аспирантов, сотрудников музеев и библиотек:
8000 ₽
начало курса:
запись до:
О ЧЁМ КУРС?
Предлагаемый курс основан на почти двадцатилетнем опыте преподавания студентам макроэкономики в специалитете и бакалавриате. Курс концентрируется на базовых моделях для случая закрытой экономики, при этом особое внимание уделяется историческому контексту, в котором возникли те или иные модели, а также подробному перечислению предпосылок каждой модели. Курс построен таким образом, чтобы основные выводы моделей были понятны без применения математики, однако для полноценного освоения курса потребуются базовые знания математики (достаточно умения брать производные).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео
ОПИСАНИЕ
КУРСА

Форма обучения: заочная с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий


Общая продолжительность курса – 108 часов, 12 недель.


Программа состоит из 12 разделов (модулей). В каждом модуле – две видеолекции преподавателя, ведущего курс, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.


Цель освоения программы: познакомить слушателей с основными концепциями и математическими моделями современной закрытой макроэкономики. Курс поможет воспринимать дискуссию на тему макроэкономической политики, а также проводить на базовом уровне самостоятельный анализ макроэкономических процессов.


В результате освоения курса выпускник программы должен будет уметь:

  • интерпретировать наблюдаемые эмпирические закономерности с помощью рассматриваемых в рамках учебника теорий и моделей;
  • применять изученные теории и модели для обоснования мер макроэкономической политики в различных ситуациях;
  • объяснять различия основных моделей макроэкономики, в том числе с учетом контекста их появления;
  • знать предмет курса, основные задачи макроэкономики, основные понятия макроэкономической статистики;
  • основные гипотезы и модели, связанные с поведением репрезентативного потребителя и репрезентативного производителя;
  • базовые модели макроэкономики и их применение в случае закрытой экономики;
  • возможности государства в применении макроэкономической политики для стабилизации экономической ситуации, основные дискуссионные вопросы макроэкономической политики.

Входные требования и необходимые базовые знания: уровень образования – не ниже бакалавриата. При этом студенты старших курсов бакалавриата также могут пройти полное обучение по программе, они не могут лишь претендовать на получение Удостоверения о повышении квалификации. Для успешного освоения программы необходимо знание экономики на уровне вводного курса, а также знание основ математического анализа.


По каждому модулю слушатели получают задание, связанное с рассмотренной темой. В качестве еженедельного задания выступает тест, который необходимо выполнить в электронном виде (каждый тест оценивается максимум в 4 балла). К темам 5 и 12 даются аналитические задания (каждое аналитическое задание оценивается максимум в 6 баллов), проверяемые в режиме взаимопроверки слушателями работ друг друга. По итогам курса слушатели должны пройти итоговый тест (максимально возможное количество баллов за итоговый тест составляет 40 баллов).

ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить два вида сертификатов:

— Электронный сертификат STEPIK и Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификация публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: Если вы учитель, сотрудник или студент общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, вузов или библиотек, вам предоставляется доступ к курсу по льготной стоимости (1500 рублей), также мы предоставляем бесплатный доступ для всех преподавателей ВУЗов и ССУЗов. Для получения скидки мы просим вас прислать на наш электронный адрес info@gaidaruniversity.ru документы, подтверждающие место работы или учебы (это может быть фото/скан студенческого билета, удостоверения преподавателя или справка с места работы). И в течение пары дней мы вышлем вам персональную ссылку для льготного доступа к курсу.

Продолжительность курса

48 часов

8 недель

Образовательная программа состоит из 8 разделов (модулей)

в каждом модуле – две видеолекции, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

В качестве еженедельного задания служат тесты и короткие эссе, оцениваемые самими слушателями в формате перекрёстной проверки.

После 8-го модуля предполагается итоговая аттестация – эссе по тематике образовательной программы.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Введение. Основные понятия
Предмет макроэкономики. Отличие макроэкономики от микроэкономики. Основные вопросы, на которые призвана ответить макроэкономика (спойлер: от борьбы с бедностью до устойчивого развития). Краткая историческая справка о развитии макроэкономики. Метод макроэкономики. Этапы построения модели. Действующие лица и место действия – макроэкономические агенты и рынки. Простейшая модель кругооборота доходов.
2.
2.
Основные показатели макроэкономической статистики
Понятие потоковых и запасовых величин. Основные макроэкономические показатели: ВВП, инфляция, безработица. Три основных метода измерения ВВП. Проблемные моменты в измерении ВВП. Понятие индекса потребительских цен как основы для измерения инфляции. Важные отличительные особенности такого показателя инфляции. Деление населения с точки зрения макроэкономики. Понятие безработного, измерение уровня безработицы. Проблема сопоставимости макроэкономической статистики между странами.
3.
3.
Основные макроэкономические агенты: репрезентативный потребитель
Понятие репрезентативного агента. Репрезентативный потребитель: его роль в макроэкономических моделях. Функция потребления, как основа для описания поведения репрезентативного потребителя. Краткосрочная и долгосрочная функция потребления или кто прав в споре Кейнса с Кузнецом. Понятие межвременной оптимизации. Развитие теории поведения потребителя с точки зрения макроэкономики.
4.
4.
Основные макроэкономические агенты: репрезентативный производитель и государство
Понятие репрезентативного производителя. Производственные функции в макроэкономике. Факторы производства и распределение национального дохода между владельцами факторов производства. Инвестиционная функция – общий вид и соображения, позволяющие ее вывести. Государство в базовых моделях макроэкономики: понятие и инструменты фискальной и денежно-кредитной политики.
5.
5.
Основные макроэкономические рынки: рынок товаров и услуг, рынок инвестиций-сбережений, рынок труда
Основное тождество макроэкономики. Отличие тождества от уравнения. Рынок товаров и услуг (или рынок единственного агрегированного товара) – сторона предложения (репрезентативный производитель со своей производственной функцией) и сторона спроса (репрезентативный потребитель, репрезентативный производитель (несколько неожиданно), государство). Рынок инвестиций-сбережений – сторона предложения (репрезентативный потребитель и государство) и сторона спроса (репрезентативный производитель). Рынок труда – сторона спроса (репрезентативный производитель) и сторона предложения (репрезентативный потребитель). Институты рынка труда и их влияние на безработицу.
6.
6.
Основные макроэкономические рынки: рынок денег
Определение денег через их функции. Краткая и крайне примитивная история эволюции денег. Определение денег на практике. Спрос на деньги – краткосрочный и долгосрочный (количественная теория денег) период. Предложение денег: балансы Центробанка и банковской системы, понятие денежного мультипликатора и его ограничения. Равновесие на рынке денег – в номинальных и реальных терминах. Понятие номинальной и реальной ставки процента. Издержки инфляции.
7.
7.
Простейшая неоклассическая модель
Исторические корни модели. Предпосылки модели (напрямую вытекают из исторического контекста). Участники модели и их роли. Рынки модели и установление равновесия. Свойства равновесного состояния. Результаты макроэкономической политики (также напрямую вытекают из исторического контекста) или сравнительная статика.
8.
8.
Простейшая кейнсианская модель
Исторические корни модели. Отступление о макроэкономической терминологии. Предпосылки модели (напрямую вытекают из исторического контекста). Участники модели и их роли. Рынки модели и установление равновесия. Свойства равновесного состояния. Результаты макроэкономической политики (также напрямую вытекают из исторического контекста) или сравнительная статика.
9.
9.
Модель IS-LM
Исторические корни модели – развитие простейшей кейнсианской модели. Предпосылки модели (напрямую вытекают из исторического контекста). Участники модели и их роли. Рынки модели и установление равновесия. Свойства равновесного состояния. Результаты макроэкономической политики (также напрямую вытекают из исторического контекста) или сравнительная статика.
10.
10.
Модель AD-AS
Исторические корни модели (общая теория всего – прямая аналогия с физикой). Предпосылки модели (напрямую вытекают из исторического контекста). Участники модели и их роли. Понятие совокупного спроса (AD). Понятие совокупного предложения (AS) – крайние случаи (очень краткосрочный или долгосрочный период) и более реалистичные варианты (числом четыре).
11.
11.
Кривая Филлипса
Кривая Филлипса – история появления, модификация, оглушительный успех и полный крах. Историческая несправедливость в названии. Долгосрочная кривая Филлипса и восстановление в правах модифицированной кривой Филлипса. Кривая Филлипса и совокупное предложение – две стороны одной медали. Критика кривой Филлипса и альтернативные варианты. Кривая Филлипса на примере Японии.
12.
12.
Дискуссионные вопросы макроэкономической политики
Макроэкономическая политика в модели AD-AS на разных временных горизонтах – от краткосрочного к долгосрочному. Понятие инфляции спроса и инфляции предложения. Дезинфляция и коэффициент издержек антиинфляционной политики. Эффект Пигу (которого не было) и понятие дефляции долга (или почему эффект Пигу не сработал). Споры об экономической политике: активная или пассивная, правила или произвол, и что делать после спасения экономики из кризиса.
Юлия Викторовна Вымятнина
Преподаватель
Декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук. Среди прочего – автор онлайн-курса «Теории денег: от ракушки до биткоин» на платформе «Лекториум» и научно-популярной книги «Деньги или золотая антилопа». Среди преподаваемых курсов за последние годы – макроэкономика (уровень магистратуры и старших курсов бакалавриата), макроэкономическая политика и экономические кризисы (магистратура).

ДРУГИЕ КУРСЫ
ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА