Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
ДОСТУПЕН ВСЕГДА
бесплатный курс
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КУРС
ДЛЯ КОГО
ЭТОТ КУРС?
Этот курс предназначен прежде всего для преподавателей вузов, ведущих свои исследования в области гуманитарных наук, а также школьным учителям истории и обществознания.

Не менее полезна тема «Memory Studies» будет и для тех, кто работает с прошлым вне академической среды: работникам музеев, сотрудникам некоммерческих организаций и журналистам.
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Memory studies — одно из самых популярных сегодня исследовательских направлений в области гуманитарных наук, которое охватывает практики коммеморации, использование образов прошлого при формировании коллективной идентичности, деятельность различных «институтов памяти», механизмы общественных дебатов о прошлом, методы работы СМИ в этой сфере, преподавание истории в учебных заведениях и так далее.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео

Продолжительность курса

48 часов

8 недель

Образовательная программа состоит из 8 разделов (модулей)

в каждом модуле – две видеолекции, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

В ходе курса слушатели познакомятся с основными этапами развития исследований памяти, базовыми текстами, сформировавшими это направление, ключевыми темами в изучении памяти, современными дискуссиями и новыми подходами.

Задача курса – сориентировать слушателей в основных подходах, существующих внутри memory studies, помочь с выбором темы и методологии собственного исследования. Мы обсудим историю исследований памяти гуманитарными науками от Анри Бергсона, Аби Варбурга и Мориса Хальбвакса до наших дней и проанализируем три волны в истории этого направления, рассмотрим причины «мемориального бума» 1980-х гг. и признаки «кризиса» начала 2000-х. Курс предполагает чтение и обсуждение наиболее влиятельных текстов о памяти (Эрнеста Ренана, Яна и Алейды Ассманов, Пьера Нора). Мы также будем говорить о взаимоотношениях истории / историографии и памяти; различиях и сходствах концепций коллективной, культурной, социальной памяти, рассмотрим проблематику этничности и нациестроительства в связи с созданием исторического мифа о нации, остановимся на концепции культурной травмы, обсудим отношения памяти и медиа, а также различные способы инструментализации прошлого. В финале курса слушатели самостоятельно попытаются определить границы memory studies как самостоятельного исследовательского поля.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Memory studies как исследовательское поле
Лекция посвящена истории исследований памяти гуманитарными науками от первых философов, которые начали Анри Бергсон, Аби Варбург и Мориса Хальбвакс до наших дней.
2.
2.
Коллективная память: Морис Хальбвакс и «Социальные рамки памяти»
Основные идеи Мориса Хальбвакса будут вписаны в широкий интеллектуальный контекст, показана связь «коллективной памяти» с «коллективными представлениями» Эмиля Дюркгейма, а также работами Анри Бергсона и Зигмунда Фрейда.
3.
3.
Концепция «мест памяти» Пьера Нора
Лекция посвящена одному из самых известных проектов второй волны исследований памяти — антологии «Места памяти Франции».
4.
4.
Культурная память. Ян и Алейда Ассман
В этой лекции речь пойдет о немецкой интеллектуальной традиции изучения памяти, связанной с Гейдельбергской школой культурологии. В рамках второй волны исследований памяти идеи Яна Ассмана, позднее развитые и дополненные Алейдой Ассман, являются основой для одного из самых влиятельных теоретических направлений внутри memory studies.
5.
5.
Проблематика национальной памяти: «воображаемые сообщества» и «изобретенные традиции»
Рассматривается традиция изучения национальной памяти на основе влиятельных работ, посвященных национализму.
6.
6.
Культурная травма и культурная память
Лекция посвящена тому, каким образом внутри исследований памяти изучается феномен культурной травмы. Мы начнем с истории возникновения понятия травмы (З. Фрейд и П. Жане) и ее последующего осмысления гуманитарными дисциплинами.
7.
7.
Медиа памяти: институты, формы и практики
Понятие медиа в широком и узком смысле, его роль и функция в производстве памяти и коллективной рефлексии.
8.
8.
Использование прошлого: политика памяти, историческая политика, публичная история
Речь в этой лекции пойдет о политике памяти, как междисциплинарном направлении, в котором работают политологи и историки. Рассмотрим проблематику забвения как один из способов обращения с прошлым.
Юлия Александровна Сафронова
Преподаватель
кандидат исторических наук, декан факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге,
автор учебного пособия «Историческая память: введение». СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019.

ДРУГИЕ КУРСЫ
ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА